BusinessTravel №11, Ноябрь 2011 «Двадцатка лучших»← Вернуться к журналу

Деловую авиацию собрали во Внуково-3


                                                

Подготовил Андрей БАРАНОВСКИЙ

Прошедшая с 14 по 16 сентября международная выставка деловой авиации   JET EXPO 2011 была уже шестой по счету. На этот раз она была полностью проведена во Внуково-3, где находится крупнейший в России центр бизнес-авиации. В работе выставки приняли участие два гонщика "Формулы-1" Виталий Петров из команды Lotus Renault GP и Ральф Шумахер, выступавший на этот раз как совладелец европейского оператора деловой авиации Europ Star.
На любом авиашоу наибольший интерес зрителей привлекают натурные образцы авиатехники, особенно ее новинки. И на JET EXPO 2011 были показаны тридцать самолетов деловой авиации. Из новинок - вертолет Bell-429, бразильские Embraer Lineage 1000 и Legacy 650, европейский A-318 ACG, представляющий собой салонный вариант пассажирского авиалайнера. В общем, были все крупные производители деловых реактивных и турбовинтовых самолетов, ведь они видят в России крупный рынок сбыта. Доказательством этому служит анализ международного агентства Avinode, по которому Внуково-3 заняло первую строчку в списке самых популярных европейских аэропортов бизнес-авиации. В топ-лист Avinode также вошли аэропорты в Ницце (Кот д'Азур), Париже (Ле-Бурже), Лондоне (Лутон), Женеве (международный аэропорт Куантрэн) и Цюрихе (Клотен).
По оценке отечественных экспертов, деловая авиация относится к одной из самых быстрорастущих и перспективных отраслей российского рынка. Так, в Шереметьево в декабре 2011 г. начнет работать новый терминал деловой авиации пропускной способностью до 75 тыс. пассажиров в год.  В перспективе рядом с терминалом планируется открыть вертолетную площадку.
Сложностей у отечественной деловой авиации хватает. Так, до сих пор значительно дешевле и проще регистрировать самолеты, купленные россиянами и российскими фирмами, за рубежом. Там же осуществляется ТО и ремонт большинства этих самолетов. К счастью, за последний год здесь произошли большие положительные изменения. На выставке было объявлено, что в ближайшие месяцы в Москве откроется первый авторизованный сервисный центр французской Dassault Aviation, он будет обслуживать весьма популярные в России деловые самолеты Faclon. Сейчас в нашей стране эксплуатируются более 50 бортов этой фирмы, еще 10 машин летают в странах ближнего зарубежья.
Бразильский самолетостроитель Embraer на выставке подписал меморандум о взаимопонимании с компанией Jet Aviation по созданию во Внуково склада запасных частей для самолетов Legacy 600 и Legacy 650. Компании рассчитывают, что проект начнет работать к декабрю 2011 г.
К так называемому линейному обслуживанию деловых самолетов иностранного производства подключаются и компании из стран Таможенного союза. Среди них казахстанская авиационная группа Comlux, получившая сертификат на производство таких работ по канадским Bombardier Challenger и открывшая сервис-центр в своей республике.
Итальянские вертолеты марки AgustaWestland нашли в России хороший рынок сбыта, и модель AW139 даже будет собираться в Подмосковье. Поэтому не удивительно, что компания "Авиасервис" (работает под торговой маркой Heli Club) занялась созданием серьезной базы обслуживания импортных винтокрылых машин. И недавно она завершила строительство новых ангаров на Новорижском шоссе в 40 км от Москвы, где будет производиться ТО и ремонт этих вертолетов и любимца частных пилотов - легкого американского Robinson R44.
Инфраструктура деловой авиации начала создаваться в Сибири, что указывает на серьезное проникновение ее в восточные регионы страны. На выставке стало известно, что авиационный технический центр "Авком-Д" открыл в Иркутске линейную станцию технического обслуживания почти всех типов воздушных судов марки Hawker. Также оператор планирует открыть подобные станции еще в нескольких городах Сибири, Урала, Дальнего Востока и европейской части России.
Естественно, что к  любой авиавыставке приурочивают громкие премьеры и заявления. Для  JET EXPO 2011 это было объявление о получении итальянской компанией Piaggio Aero сертификата типа МАК для своего самолета P.180 Avanti II. В результате Avanti II может быть зарегистрирован в российском реестре и эксплуатироваться на территории России. Это самый быстрый в мире и один из самых дорогих турбовинтовых самолетов на девять пассажиров, развивающий скорость 732 км/ч и имеющий максимальную дальность полета 2595 км. Поставка первого Avanti II российскому заказчику может произойти в начале следующего года или даже до конца этого. В настоящее время идут переговоры с рядом потенциальных заказчиков, среди которых как организации, заинтересованные в применении Avanti II в качестве самолета для санитарной авиации или инспекционных полетов, так и клиенты, предполагающие использовать самолет в VIP-конфигурации. Среди них операторы деловой авиации и частные лица.
Создатели другого турбореактивного делового самолета - шестиместного одномоторного турбовинтового Daher-Socata TBM850 - завершают его сертификацию до конца 2011 г. В честь столетнего юбилея самолеты TBM850 продаются на особых условиях, в частности предоставляется бесплатное техническое обслуживание сроком на пять лет.  На самолет в России уже имеется несколько контрактов в разной степени проработки, и первый борт может быть поставлен в Россию вскоре после получения сертификата. Стоимость TBM850 в базовой комплектации составляет $3,13 млн.
Что касается операторов деловой авиации, то среди 75 участников выставки таких было около 20. Это как российские компании, так и зарубежные, в основном из Европы. Среди первых, обладающих собственным флотом Business Jet, можно выделить Jet Transfer, Jet 2000 с парком в 32 борта, RusAero - компанию, обеспечивающую более 4500 рейсов деловых самолетов в месяц, "Меридиан" - крупного оператора Ту-134 в салонном варианте, "Московское небо". Из иностранных - Qatar Executive, известная парком трансконтинентальных Business Jet, английская Avolus, предоставляющая своим клиентам, помимо полетов на деловых самолетах, также вертолеты, яхты, автомобили представительского класса. Из компаний близлежащих стран - словацкая Opera Jet. Из медийных новостей на JET EXPO 2011 было объявлено об объединении двух специализированных журналов - Jet и Altitudes - в один люксовый, посвященный бизнес-авиации, в котором глянцевый формат впитает в себя профессиональный подход к деловой авиации Jet. Выбором в качестве базы в издательском партнерстве стал журнал Altitudes, также будет называться новое издание. Первый номер обновленного журнала следует ожидать в конце этого года. 

Ральф Шумахер  - специальный гость выставки
В день открытия выставки JetExpo-2011, которая прошла на территории терминала деловой авиации Внуково-3, европейский оператор деловой авиации Europ Star организовал пресс-конференцию, в которой принял участие Ральф Шумахер - всемирно известный автогонщик "Формулы-1". Личный самолет Ральфа с 2006 г. находится в управлении Europ Star, и с недавних пор он стал совладельцем  ее, купив 10% акций компании. По словам Шумахера: "В "Формуле-1" ценится абсолютный профессионализм и страсть - требования, которые сформировали мои стандарты. Именно поэтому почти шесть лет назад я доверил управление своим самолетом специалистам из Europ Star. Сегодня рынок деловой авиации растет стремительными темпами, что открывает новые возможности и делает компанию крайне привлекательной для инвестиций".
Открывший пресс-конференцию глава Europ Star Вернер Вельц отметил, что Ральф выступает не только как инвестор, но также активно принимает участие в  развитии компании. Как акционер Ральф Шумахер  отвечает за расширение клиентской базы, чему способствуют его  огромные связи по всему миру. В обязанности младшего Шумахера входят также вопросы дальнейшего повышения стандартов качества Europ Star  с использованием ноу-хау и опыта работы с ведущими командами "Формулы-1".
Г-н Вельц отметил, что в последнее время Europ Star все больше внимания уделяет развитию своих связей с Россией и СНГ. Так, на JetExpo-2011 компания объявила об открытии первого русскоязычного офиса в Риге, который ориентирован главным образом на обслуживание клиентов из названного региона.