BusinessTravel №11, Ноябрь 2011 «Двадцатка лучших»← Вернуться к журналу

Существует ли в России наука о деловых путешествиях?


Нам довольно часто попадаются статьи, в которых авторы размышляют о различных сторонах путешествий.
Например, в статье "Уголки шара: задача для homo vagabundus" автор Игорь Сидоренко пишет о "человеке путешествующем", то есть homo vagabundus. В статье подчеркивается, что сегодня, по данным ЮНЕСКО, в турпоездки ежегодно отправляется около четверти населения планеты. То есть "путешествие в той или иной его форме становится уделом миллионов землян".
Коли так, согласитесь, что путешествия, как и любое заметное явление человеческой повседневности, требует анализа и осмысления. Автор вышеупомянутой статьи, и не только он, утверждает, что "путешествие - это преодоление некоего конкретного отрезка пути... Преодоление же есть синоним некоей работы, как минимум - внутреннего труда".
Значит, путешествие, тем более деловое, - это не отдых. А тогда что же?
И еще со своей стороны хотел бы задать такой вопрос: правильно ли мы называем деловым туризмом этот предмет своего дела? Ведь в этом словосочетании изначально заложено противоречие:  туризм - это прежде всего отдых. Туризм может быть и вполне бездумным, и до предела содержательным - научным, познавательным, даже духовным. Но туризм в сознании противоположен делу. Более того, сочетание "деловой & туризм" - в какой-то степени затеняет суть работы в туристической сфере.
 Как быть? Безусловно, в этом и во многом другом требуется аналитический, исследовательский, дискуссионный подход. А как этого добиться?
Не скрою, что я и многие мои коллеги, в том числе профессионалы индустрии деловых встреч, принадлежим к кругу специалистов, считающих, что вообще наука о бизнес-путешествиях в России отсутствует, до сих пор это направление не имеет четкого названия (дефиниции), которое было бы принято всеми учеными и практиками или хотя бы их большинством, оказалось полноценным для передачи содержания науки о деловых поездках и встречах.
Поэтому считаю, что российское деловое сообщество подошло к необходимости создания новой научно-аналитической дисциплины, комплексно и всесторонне изучающей индустрию деловых встреч и путешествий.
Каков понятийный аппарат индустрии встреч? Какие результаты получены в новейших отраслевых статистических, рейтинговых и прочих исследованиях? Что такое стратегический менеджмент встреч? Какое влияние на отрасль оказывает ассоциационный рынок? Какую роль играют конвеншн-бюро? Как добиться наивысшей ROI при проведении делового мероприятия или инсентив-тура? Как развивается выставочный рынок деловых путешествий? Что такое межкультурная коммуникация? А межкультурная компетенция? И так далее, и так далее...
На многие подобные практические вопросы существуют ответы. Но на многие вопросы ответов до сих пор нет, либо эти ответы слишком туманны, запутанны и крайне спорны.
Почему сложилась такая ситуация? Просто потому, что многие проблемы не поднимаются в России по одной простой причине: нет взаимосвязи внутри заинтересованной практической и научной средой, между профессиональными организаторами мероприятий, поставщиками услуг, вузовскими и научными работниками, корпоративными клиентами, а также властными структурами. Увы, действительно российская индустрия деловых встреч разобщена, не консолидирована, а "размыта" по компаниям, ассоциациям, академиям и просто по городам и весям. Жаль, что мы не вместе и даже не рядом.
А ведь именно внутри небезразличного, сотрудничающего сообщества можно выделять актуальные и наболевшие вопросы отрасли, постоянно их изучать, продвигать, регулярно обсуждать, оспаривать, высказывать предположения и гипотезы. Ведь можно думать по-разному, но действовать совместно во благо достижения истины и ради успеха общего дела.
Поэтому, безусловно, важнейшей характеристикой современного развития любой отрасли, тем более такой, как индустрия деловых встреч, является значимость регулярных, системных, профессиональных, эффективных коммуникаций. Во всем мире аналитики компаний стремятся получить надежный, проверенный коммуникационный канал через общение не только на конференциях, семинарах, выставках, воркшопах и т.п., но и в рамках деятельности конвеншн-бюро, специализированных центров и институтов, консалтинговых компаний.
 Во всем мире создается мощный интеллектуальный рынок. Но он невозможен без сбалансированного и грамотного сочетания и применения в работе практических и теоретических знаний, в том числе и в индустрии встреч. Поэтому на Западе исключается неуважительное отношение к теории, ею не брезгуют. Во время одной из моих командировок в Великобританию меня пригласили посетить один из колледжей, готовящих кадры для индустрии гостеприимства и деловых встреч. На одной из стен учебного заведения я увидел яркое и простое по сути обращение к студентам: "Пренебрегаете теорией, уничтожаете в себе практика". То есть постулат уважения к взаимосвязи практики и теории внушается уже в молодом возрасте.
К сожалению, в России допущен системный сбой в научно-методическом обеспечении индустрии деловых путешествий. У нас нет профессиональных комплексно-научных аналитических групп, мозговых центров, куда могла бы стекаться необходимая информация и сведения об индустрии деловых встреч, где они могли бы обрабатываться и откуда распространяться. Крайне необходим, подобно другим странам, свой национальный специализированный институт индустрии деловых встреч и путешествий. В нем профессионалы отрасли могли бы познавать глобальные достижения отрасли, оценивать изменения в ней буквально "под микроскопом", дотошно, а не поверхностно и не волюнтаристски.
В общем, так и хочется сказать: "Коллеги! Добро пожаловать в неизведанный и удивительный мир новых изысканий, открытий и постижения истины в индустрии встреч". Действительно, пришло время создания в России новой, современной науки о деловых путешествиях и соответствующего специализированного института.


Юрий Сарапкин,
независимый эксперт,
член международных отраслевых ассоциаций
MPI, SITE, ACTE