BusinessTravel №11, Ноябрь 2011 «Двадцатка лучших»← Вернуться к журналу

Сэкономив копейку, вы потеряете рубль


"Я делал все сам, и вышло дешевле", - слышим мы часто и от клиентов, и от друзей. Мол, зачем вы, ТМС-компании, теперь нам нужны, мы "сами с усами" - можем и отель нужный забронировать, и билеты на самолет купить, и в аэропорту такси взять. Никаких проблем.
На профильных конференциях я тоже часто слышу мнения об отмирании части функций туристических агентств и MICE-компаний в связи с ростом возможностей самостоятельного онлайн-бронирования.
Так-то оно так, но деловые поездки, особенно крупные и дальние, имеют свою специфику и массу "подводных камней", о которых непрофессионал и не подозревает. Да, можно самостоятельно организовать перелет, скажем, трех человек из Москвы в Берлин в хорошо знакомый отель. А если у вас конференция, например, в Бордо, куда надо пригласить представителей всех региональных и европейских офисов, всем заказать билеты так, чтобы, с одной стороны, не переплачивать за лишние ночи в отеле, а с другой, чтобы все прибыли вовремя. Чтобы люди, летящие с одной, а то и двумя пересадками, нигде не потерялись, не опоздали, и в отеле всем хватило мест? Поверьте, будь вы даже очень "продвинутым" самостоятельным путешественником, сделать такую поездку качественно и без накладок непрофессионалу будет практически невозможно.
Кроме того, ни для кого не секрет, что цены у авиакомпаний, у отелей и у трансферных предприятий разные для агентства и для частного клиента. У агентства всегда будут более выгодные условия и приоритеты в решении некоторых вопросов. Простой пример: авиакомпания Oman Air должна была начать регулярные полеты из Москвы в Оман с 16 ноября. Однако незадолго до этого стало известно, что программа вылетов откладывается на неопределенное время. Представьте, что ваша компания, планируя проведение некого мероприятия в Омане, купила билеты на эти отложенные рейсы. Безусловно, деньги за билеты вам вернут в полном объеме, но кто будет пересаживать ваших сотрудников на рейсы других авиакомпаний, летящих в Оман в нужные вам сроки? Агентство может сделать это быстро и относительно "безболезненно", опять-таки благодаря выстроенным отношениям с авиакомпаниями.
Есть еще один аспект в работе агентства делового туризма - это бухгалтерская отчетность. Клиенты работают в разных бухгалтерских программах - это и 1С, и SAP, и многие другие. Клиенты просят отчеты в определенном виде, просят настроить сиcтему бухгалтерской отчетности так, как им удобно, как принято в их компании. При самостоятельном бронировании сделать это сложно и потребует дополнительных временных затрат. В специализированном агентстве такие отчеты, как правило, генерируются практически автоматически. И настроены они индивидуально для каждого клиента. Вот здесь, кстати, кроется достаточно серьезная проблема. Многие компании, выходя на тендер с заявлением "Мы будем только бронировать, никаких дополнительных услуг не надо", забывают о том, что бухгалтерская отчетность рано или поздно понадобиться, а ее создание - отдельная работа. В результате цены на контракты падают, приходится работать на грани рентабельности, а потом заключать массу дополнительных соглашений, чтобы продолжать работать на взаимовыгодных условиях.
Разумеется, есть компании, где трэвел-политика предписывает сотрудникам самостоятельно бронировать билеты и отели, экономя, таким образом, на услугах MICE-агентства. Но и в этом случае компании приходится выделять одного или нескольких сотрудников, которые занимались бы корпоративными поездками, обучать их, платить зарплату, не будучи уверенными в хорошем результате их работы.
По правде говоря, при такой экономии, сохранив копейку, можно потерять рубль, и не один. Считая сэкономленные средства, стоит посчитать и затраченные в дальнейшем, тогда станет понятно, что экономия эта призрачная.
Один из наших крупных клиентов, посчитав все риски и затраты, понял, что ему выгоднее и спокойнее иметь наш имплант-офис у себя и быть уверенным, что ни одна командировка не сорвется из-за не вовремя заказанных билетов или отказа в брони отеля.
Не согласен с тем, что рост самостоятельных бронирований как-то угрожает работе ТМС-компаний. Это началось не вчера, уже, наверное, лет десять есть категория клиентов, бронирующих самостоятельно, но в серьезном бизнесе были и будут вещи, которые невозможно организовать без помощи агентства.
Я не хочу утверждать, что самостоятельное бронирование - это зло. Ни в коем случае. Онлайн-сервисы удобны для частных путешествий, деловые же поездки требуют профессиональной помощи. Отличным решением в такой ситуации являются так называемые "личные кабинеты" на сайтах TMC-компаний. Менеджеры могут посмотреть доступные рейсы, трансферы и отели и заказать то, что понравилось. Я думаю, это оптимальный путь развития. Возможно, в дальнейшем клиенты смогут устанавливать в личном кабинете "настройки самостоятельности", то есть выбирать, самим им бронировать предложенные ТМС-компанией билеты и отели или довериться менеджеру, просто указав нужные даты и направление. В любом случае работа ТМС-компаний всегда будет настроена под нужды и интересы клиента. 

Олег ШАБУЦКИЙ, генеральный директор компании Demlink Travel