BusinessTravel №1, Январь 2012 «Знание - сила!»← Вернуться к журналу

Едем мы на родину


За последние годы в России не угасает, а постепенно возрастает стремление организаторов и заказчиков к проведению разного рода корпоративных мероприятий и деловых встреч.
Любим мы это дело. И превратилось оно в любовь осознанную особенно сейчас, когда индустрия встреч в нашей стране - не обманчивая видимость, а реалия нашей профессиональной и повседневной жизни, объективно существующее и исключительно важное явление. Без него как-то работается и живется неуютно, неинтересно, нам просто чего-то не хватает.
И все это несмотря на характерные для России огромные расстояния между регионами и, соответственно, высокую стоимость проезда, а также дорогие размещение в гостиницах, аренду зала и др.
В большинстве стран, в том числе в России, так называемая архитектура встреч включает три ключевые составляющие для участников: познание (learning), общение (networking) и мотивация (motivation).
Ведь известно, что деловое мероприятие может быть пустой тратой времени, усилий, денег или, наоборот, мощным и эффективным информационным, коммуникационным и мотивационным инструментом, с помощью которого можно генерировать идеи, стимулировать командный дух, решать проблемы и предпринимать конкретные выгодные и полезные действия. Результат будет зависеть от того, как это мероприятие организовано, насколько профессионально оно управляется и т.д.
В принципе, как еще, если не с помощью деловых совместных встреч, разобраться, где мы и с кем, продемонстрировать, кто есть кто, если хотите, послушать друг друга и прислушаться к оригинальным советам и, наконец, "сверить часы" в своих делах, сравнить эффективность собственных бизнес-процессов с эталонными показателями.
При этом открытый и профессиональный бенчмаркинг, обмен мнениями важны не только для российских специалистов, но и для наших зарубежных коллег, которые, иногда в силу своей доверчивости и наивности, часто не понимают, как работать в России и с ее бизнес-сообществом, что происходит в российской глубинке, как развивается российский туризм, в том числе индустрия встреч, и т.д.
Помимо безусловных лидеров - Москвы и Санкт-Петербурга, инициаторами интересных, богатых по содержанию деловых мероприятий все чаще становятся различные города наших регионов. Это Сочи, Казань, Екатеринбург, Ярославль, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону и другие. 

Между этими, безусловно, разными городами есть нечто общее: благодаря своим бизнес-форумам эти дестинации постепенно превращаются в деловые центры России со своими особенностями и чертами. Ведь в мире есть такие города, как Франкфурт, Роттердам, Сан-Франциско, Торонто, Шанхай и многие другие. Именно они считаются деловыми столицами своих стран.
Безусловно, Россия может похвастаться ставшими уже классическими, значимыми, востребованными и известными в мире мероприятиями индустрии встреч, такими как MIBEXPO Russia, ANTOR MICE Workshop, Moscow International MICE Forum, INWETEX-CIS Travel Market. Во многом благодаря им развивается российская индустрия встреч, менталитет российских специалистов и корпоративных клиентов медленно, но верно меняется к лучшему. Например, наконец они стали считать деловое мероприятие не просто инструментом общения, неким междусобойчиком, но и своеобразным тренингом.
Существует еще одна, я бы сказал, технологическая и психологическая проблема. Пока в России о ней не так много говорят. Ясно, что ландшафт деловых встреч меняется благодаря развитию технического прогресса, визуальной коммуникации. В настоящее время во многих странах мира, в том числе и в России, встал вопрос: смогут ли виртуальные встречи действительно заменить встречи вживую (live/face to face meetings)? 
Это уже даже не технический или философский вопрос, а своеобразное и значительное явление. В частности, оно связано с поиском решений по экономии финансовых средств, борьбе за улучшение окружающей среды и др.
По мнению экспертов международных отраслевых ассоциаций, треть заказчиков готова заменить поездки виртуальным общением. Некоторые эксперты полагают, что встречи вживую и вообще деловые поездки являются пережитком прошлого, и считают, что более целесообразно использовать видеоконференции. Появляются формулы типа "Travel Down, Technology Up" ("Деловые поездки сокращаются, технологии растут).
Отношусь к ярым поборникам позиции, что технологии не смогут заменить "живые" встречи лицом к лицу на 100 процентов. Считаю, что экран, самая совершенная "технологическая видеопередача", не в состоянии передать все, что мы хотим сказать, услышать или понять, особенно когда число участников мероприятия превышает несколько десятков человек.
Без визуального ряда человек упускает большую часть невербальных сигналов. 93 процента коммуникации между людьми определяется таким невербальным сигналом, как язык жестов и тон голоса, эффективными только при живом общении.
Считаю, что продвижение индустрии видеоконференций должно быть разумным и гибким даже в угоду современного "цифрового" поколения людей (digital generation).
Люди, в том числе жители России, не перестанут ездить по делам бизнеса, участвовать в живых и иногда виртуальных конференциях и выставках. Деловой человек будет путешествовать. Что-то он сделает по телефону, что-то по - интернету, что-то решит на видеоконференции, но главное он совершит воочию, лицом к лицу со своими коллегами.
Как говорил один из гуру британской и международной индустрии встреч Тони Кэри, "встречи и конференции являются творениями своего века, они отражают время, в котором мы живем. Если меняется мир, меняются встречи и конференции". Поживем - увидим.

Юрий Сарапкин,
независимый эксперт,
член международных отраслевых ассоциаций
MPI, SITE, ACTE