BusinessTravel №1, Январь 2012 «Знание - сила!»← Вернуться к журналу

В Казани определили «Ориентиры будущего» российского туризма


В Казани с 17 по 19 ноября 2011 г. при поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Федерального агентства по туризму (Ростуризм), Правительства Республики Татарстан, Министерства по делам молодежи, спорту и  туризму Республики Татарстан прошел I Казанский международный туристский форум "Ориентиры будущего".
Форум стал уникальной диалоговой площадкой для эффективного взаимодействия представителей власти и бизнес-сообщества для поиска лучших решений развития туризма России. В работе форума приняли участие специалисты различных сфер - руководители министерств федерального и регионального уровней, топ-менеджмент авиакомпаний, крупнейших туроператоров, директора по развитию гостиничных услуг, аналитики, эксперты сектора, руководители крупнейших российских и зарубежных компаний, работающих в сфере туризма.
Форум "Ориентиры будущего" собрал более 500 участников из разных городов России - Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Ярославля, Нижнего Новгорода, Улан-Удэ, Йошкар-Олы, Евпатории, Краснодара, Кунгура, Перми, Ульяновска, Чебоксаров, Самары, Казани, а также городов и районов Республики Татарстан.
Форум был разделен на три основных блока: казанскую конференцию "Международный опыт организации туризма", казанскую конференцию делового и событийного туризма и совещание-семинар по межрегиональному сотрудничеству участников Соглашения в области туризма регионов ПФО.
В течение двух рабочих дней с докладами выступили 33 спикера не только из России, но и из Франции, Финляндии, Великобритании и Германии: свой взгляд на проблемы и перспективы развития туризма в России выразили представители UK Google, Yahoo!Inc, IMEX, BBC World News, FAIRPLAY conseil Ltd, "Евромонитор Интернешнл", UsabilityLab, HRG Russia, Advertising R&I GROUP, телеканала "Моя планета", российского представительства "Авиарепс", сети отелей Marriott, компании "Бегун" и многие другие.
Ведущими спикерами форума стали Премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков, руководитель Федерального агентства по туризму Александр Радьков, министр по делам молодежи, спорту и туризму РТ Рафис Бурганов, мэр Казани Ильсур Метшин, вице-президент РСТ Юрий Барзыкин и другие.
Открывая работу форума, Ильдар Халиков отметил, что эта встреча - стартовая площадка для решения важных проблем и неслучайно местом проведения выбрана Казань - город встречи многих культур, Востока и Запада, город, где никогда не было конфликтов на межнациональной и межкультурной почве.
Александр Радьков подчеркнул, что туризм оказывает большое влияние на экономику страны - создает значительное количество рабочих мест, стимулирует инвестиционную деятельность и межкультурный диалог, помогает сохранять памятники архитектуры и развивать культурный потенциал того или иного региона. Среди основных тенденций развития российского въездного и внутреннего туризма были отмечены активное развитие межрегионального сотрудничества, усиление роли туризма на федеральном и региональном уровнях, активизация продвижения национального и туристического продукта на внутреннем и международном рынках.
Оценить вклад туризма в ВВП можно очень разными способами, и Александр Радьков предложил использовать для этого cателлитные счета.
Большинство спикеров в своих выступлениях подчеркнули необходимость развития локальной транспортной сети и прямых авиаперевозок внутри страны. Сейчас доходит до смешного - чтобы попасть, например, из Перми с Казань, нужно лететь через Москву, тогда как города стоят всего в 600 км друг от друга. Другим важным аспектом развития туристической отрасли было названо развитие туристкой и гостиничной инфраструктуры.
Показателен в этом смысле опыт Казани. Мэр города Ильсур Метшин отметил, что в ближайшее время в городе появится десять современных отелей, за последние несколько лет было построено уже 15 гостиниц. Город активно продвигается на международном рынке и делает это весьма успешно, ежегодно прирост туристического потока составляет порядка 15%. Качество гостиничных услуг города смогли по достоинству оценить иногородние гости форума, жившие в отелях "Корстон-Казань" и Park Inn.
Кроме того, очень важно высокое качество предоставляемых услуг и наличие профессионально подготовленных кадров. Особо подчеркивалось, что на первый план сейчас выходит безопасность туристов.
Что касается системы продвижения туристических возможностей России на международный рынок, то сейчас это делается по нескольким направлениям. Создается автоматизированная информационная система комплексной поддержки въездного и внутреннего туризма; удобный, понятный и интересный сайт о России (www.welcome2russia.ru); проводятся отраслевые выставки и форумы.


Однако есть пока и проблемы в развитии туризма. Их озвучил Юрий Барзыкин. К проблемам относится высокая стоимость гостиничных услуг, связанная с высокой стоимостью коммунальных услуг, и моральный и физический износ туристской инфраструктуры, последнее связано с недостаточностью экономических стимулов для развития туротрасли, что, в свою очередь, связано с несовершенством нормативно-правовой базы в области туризма.
Еще одним серьезным препятствием к увеличению въездного туризма является визовой режим с экономически развитыми странами. Очевидно, что раз проблемы так взаимосвязаны, то и решать их надо комплексно. Недостаточно просто построить много хороших отелей, надо найти, воспитать и обучить персонал, привлечь туда гостей и сделать так, чтобы им было комфортно приезжать и жить в стране и хотелось вернуться еще не раз.
Очень интересен опыт Санкт-Петербурга в области организации безопасности и комфортности пребывания туристов. Как правило, большинство преступлений против туристов носит имущественный характер, то есть это кражи и грабежи. Помимо работы по их предотвращению, в городе с 2006 г. действует "Служба Ангелов". Это группы молодых людей, одетые в униформу и готовые помочь туристам в любой трудной ситуации. Сначала это делалось на волонтерской основе, а теперь финансируется из бюджета. "Ангелы" проходят специальный курс обучения и должны владеть как минимум одним иностранным языком. Помимо помощи туристам, они патрулируют центральные улицы города вместе с полицией и помогают иностранным гостям объясниться со стражами порядка, если вдруг с ними произошла какая-то неприятность. Кроме того, в Санкт-Петербурге работает круглосуточный call-центр для туристов - Tourist Helpline, услуги его бесплатны, и любой турист может туда позвонить и получить всю необходимую информацию.
Комплексное решение проблем возможно только на государственном уровне. Поэтому первым в списке мер по улучшению ситуации на рынке стоит государственное регулирование туристской деятельности. Это и введение механизмов доступа на рынок туруслуг (в т.ч. лицензирование), и развитие системы контроля их деятельности (классификация, сертификация, аттестация и стандартизация). Необходимо и совершенствование системы договорных отношений в цепочке туроператор - турагент - потребитель.
Транспортные проблемы также может решить государство путем совершенствования законодательства по поддержке и развитию авиа- и железнодорожных перевозок и водного транспорта.
Другими словами, нужно развивать государственно-частное партнерство в сфере туризма.


Вице-премьер Пермского края Борис Мильграм отметил еще один фактор развития туристской привлекательности города - это культура. Развитие городской среды, появление новых музеев, театров может и уже способствует привлечению в город туристов. Пермь сделала ставку на событийный туризм и сейчас позиционирует себя как культурная столица, с этой целью в городе всячески поощряются и развиваются различные культурные учреждения.
Более того, сейчас реализуется проект "Культурный альянс", куда изначально были вовлечены три города - Санкт-Петербург, Казань и Пермь. Суть работы альянса - в межкультурном обмене между городами. Сейчас к нему присоединились еще десять городов. Это в хорошем смысле "немосковский" проект, призванный показать, что событийный туризм возможен и интересен не только в столице России. В ближайших планах - сделать совместный туристический продукт.
Второй день работы форума был посвящен деловому туризму, и темой обсуждения были различные подходы к организации успешного события в России.
Прежде всего, был отмечен рост популярности регионов Росси как MICE-направлений. Это связано с экономией бюджета и простотой организации (перелеты относительно дешевые, визы не нужны, цены на некоторые услуги в регионах ниже, чем в Москве, и т.д.), а также отсутствием языкового барьера и культурных различий.
Филипп Лукьяненко, генеральный директор HRG Russia, рассказал, как привлечь клиентов в регионы. По его мнению, для этого необходимо уже неоднократно упомянутое хорошее транспортное сообщение - удобные рейсы и их выбор, хорошо организованные трансферы и т.д; развитая MICE-инфраструктура - бизнес-отели с хорошо оборудованными залами и переговорными комнатами, конференц-центры с современным оборудованием и высококвалифицированным персоналом. Приемы и деловые обеды - важная часть работы любого мероприятия, поэтому важно, чтобы в городе был выбор ресторанов разного уровня и с разными кухнями. Как правило, любое мероприятие сопровождается культурной программой, поэтому, выбирая место для проведения мероприятия, стоит подумать, как будет организовано развлечение участников.
Несмотря на то, что регионы России являются весьма привлекательным местом для проведения MICE-мероприятий, здесь есть свои сложности. К сожалению, иногда у местных DMC-компаний не хватает опыта и профессионализма для организации мероприятия на определенном уровне, не всегда региональные компании оперативно реагируют на запросы, и не все пока могут похвастаться гибким подходом и пониманием потребностей клиентов. Однако чем больше будет опыта у региональных компаний в проведении тех или иных мероприятий, тем быстрее эти проблемы уйдут в прошлое.

Цитата "Путешествие в Россию оставляет более яркие впечатления, чем поездка за границу"


В рамках форума проходил workshop и работала фотовыставка, где компании из Республики Татарстан и других регионов могли представить свой туристический продукт.
Проведение форума было обусловлено изменением ситуации на мировом и российском рынках туристических и гостиничных услуг, необходимостью создания новых привлекательных брендов, в том числе межрегиональных, изменением структуры туристических предпочтений. Организаторы форума сделали особый акцент на деловом и событийном туризме в связи с проведением крупномасштабных мероприятий мирового уровня в России: XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани, XXII зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи, чемпионата мира по водным видам спорта 2015 г. в Казани, чемпионата мира по футболу 2018 г. в России.
По словам министра по делам молодежи, спорту и туризму Рафиса Бурганова, форум не случайно проводится именно в Казани. "Таким образом мы привлекаем к нам внимание туроператоров, глобальных систем Google и Yahoo!Inc, а также ВВС World News. Все они уедут, заряженные Казанью. Не зря говорят, что каждая встреча - это прожитая жизнь. И любой контакт, который появится в этой сфере, пусть не сразу, но через месяц, квартал сработает. Эти наработки особенно важны в туриндустрии, основной которой являются конкретные люди, фамилии, имеющие вес в этой сфере", - сказал министр. 
В рамках работы I Казанского международного туристского форума был анонсирован следующий, который пройдет в 2012 г. По словам заместителя министра по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан Сергея Иванова, нововведением следующего года будет двухдневный workshop, который станет точкой пересечения регионов, заинтересованных в проведении на своей территории деловых и событийных мероприятий, и хостед-байеров - тех людей, которые выступают заказчиками этих мероприятий. "Не секрет, что часто регионы и заказчики друг с другом в жизни никогда не встречаются. И наш workshop даст возможность установления прямого диалога между регионами и заказчиками мероприятий", - рассказал Сергей Иванов.
Руководитель дирекции форума Регина Щеголева отметила также, что в будущем году форум будет больше ориентирован на деловой туризм и привлечет корпоративных клиентов и business travel агентства. Одной из основных целей станет попытка вызвать интерес к организации деловых мероприятий в регионах России. Форум будет проходить в течение нескольких дней, в его рамках пройдут и конференции, и небольшая выставка делового туризма, и workshop. В 2012 г. на форуме будут проведены две конференции: "Раскрытие потенциала, создание продукта и продвижение российских регионов на рынке делового туризма" и "Преимущества проведения событийных и деловых мероприятий в регионах России".
Организаторы уверены, что II Казанский международный туристский форум соберет всех потенциальных заказчиков и все заинтересованные регионы, чтобы за несколько дней они смогли не только познакомиться с вариантами организации мероприятий, но и найти партнеров по программам развития туризма в регионах, установить деловые контакты и начать сотрудничество.