BusinessTravel №1, Январь 2012 «Знание - сила!»← Вернуться к журналу

Конференция "Маркетинг авиатранспортных услуг"


Очередная, седьмая по счету, конференция "Маркетинг авиатранспортных услуг" прошла 16-17 ноября в Москве. Большая часть докладов и выступлений на двух круглых столах была связана  с использованием IT-технологий (электронной коммерцией). Причина в том, что за последние годы эти технологии всё больше используются в продаже авиаперевозок. Открыла конференцию вице-президент Транспортной клиринговой палаты  (ТКП) Марина Букалова, которая ранее была генеральным директором авиакомпании Sky express.
По ее оценке, при общем объеме рынка электронной коммерции в России примерно в 240 млрд рублей доля в нем продаж авиа- и железнодорожных билетов составляет 18%. На долю Москвы и Петербурга приходится 40% покупателей и 60% оборота e-commerce. При покупке транспортных и туристических услуг на оплату по карточкам приходится 24% .
В 2010 г. 7% всех авиабилетов были приобретены онлайн.  И показатели растут - так, в частности, в октябре 2011 г. 11% от оформленных авиаперевозок на бланках ТКП было приобретено через аккредитованные в системе взаиморасчетов интернет-пункты продажи. Развитие онлайн-площадок продаж усиливает конкуренцию, но не убивает офисную продажу. Даже за границей, где электронные технологии начали развиваться на 10 лет раньше, лишь около 50% клиентов покупают путешествия онлайн. И вряд ли в ближайшее десятилетие этот показатель существенно вырастет.
Обилие онлайн-предложений сильно усложняет процесс выбора, и клиент всегда будет готов платить за работу эксперта. Им и должен стать любой кассир агентства, делающий это гораздо профессиональнее, чем клиент, включая оформление  не только электронных билетов на самолет, но и ваучеров на любые иные услуги. Мировая статистика показывает, уже более 40% покупателей авиабилетов одновременно заказывают гостиницу, более 30% - страховку и иные услуги, например, бронируют столик в ресторане или билеты на развлекательные мероприятия.
На конференции шла речь и об изменениях предпочтений россиян за последние годы в выборе стран отдыха. Так, на международных маршрутах (МВЛ) за 2005-2010 гг. из числа наиболее востребованных направлений ушли США и ОАЭ и возникли Израиль и Таиланд. Причем Таиланд с 23 места переместился сразу на четвертое.
И если тройка наиболее популярных стран отдыха (Турция, Египет, Таиланд) в 2005 г. давала 35% всего объема перевозок МВЛ, то в 2010 г. она выросла уже до 42%.
О работе туристического онлайн-агентства рассказал генеральный директор OZON.travel Алексей Тимонин. Интернет-компания OZON начинала с книжной торговли и два с половиной года тому назад занялась продажами туруслуг (билеты, гостиницы, страхование). Наибольшим спросом пользуются авиабилеты, и быстрыми темпами растет спрос на бронирование гостиниц.
Оборот всего направления составил в прошлом году 900 млн рублей, а по итогам 2011 г. ожидается уже в размере 3 млрд рублей. Оплата предоставляемых OZON.travel услуг осуществляется в основном кредитными картами. На оплату наличными приходится 30-35%, и ведется она в значительной мере через терминалы "Евросеть" и "Связной".
На прогнозе развития онлайн-продаж туристических услуг остановился директор проектов Ассоциации туристических онлайн-сервисов Роман Кузьмин. По его оценке, объем таких продаж по России в 2010 г. составил более $2 млрд. По итогам этого года он возрастет почти в три раза - до $5-6 млрд. Прямые поставщики услуг, в первую очередь авиакомпании, занимают 70-75% рынка, на туристические агентства приходится 20-25%.
На конференции была рассмотрены эволюция метапоисковых систем, таких как "Яндекс. Расписания", Aviasales.ru  и других. Так, Дмитрий Крюков - руководитель сервиса "Яндекс. Расписания" - отметил, что сервис имеет сайт по поиску билетов, где вывешены минимальные цены. Сам же сервис существует только полгода, и ежедневно через него осуществляются платежи на 200 тыс. рублей.
Директор по развитию Aviasales.ru Дмитрий Анциферов отметил, что априори мегапоисковые системы должны быть прибыльны. Его система работает только в России и на русском языке. Своим партнерам она выставляет всегда одно жесткое условие - вывешенная на сайт цена билета - финальная и не предусматривает никаких дополнительных оплат.