BusinessTravel №3, Март 2012 «Бизнес - плавание»← Вернуться к журналу

Прокат автомобилей для корпоративных клиентов


Современный рынок проката автомобилей в России достаточно молод, с большой натяжкой ему можно дать двадцать лет. Однако недостатка клиентов прокатные компании не испытывают. По разным оценкам, рынок растет примерно на 30% в год, а его оборот равен порядка 3 млн долларов в месяц.
В сентябре 2003 г. ведущие российские компании rent-a-car объединились в Ассоциацию прокатных компаний, цель которой - создать цивилизованный рынок транспортных услуг в Москве, а в дальнейшем - и в России.
Подобные темпы роста ряд экспертов связывает с ростом благосостояния и повышением уровня жизни в ряде регионов России, но, как правило, речь идет о Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Московский парк прокатных машин оценивается примерно в 7-8 тыс. автомобилей. Из общего числа подписанных договоров на аренду 90% пришлось на столицу. Приток туристов, особенно деловых, и развитие сетей международных корпораций способствуют развитию рынка проката автомобилей. По мнению специалистов, в будущем прирост объема рынка будет идти в большей степени за счет провинции.
Компании, работающие на российском рынке, условно можно разделить на следующие категории: международные компании и их представительства, официальные дилеры производителей автомашин, крупные российские компании, давно работающие на рынке, малые компании с автопарком в несколько десятков машин, пункты проката при автотехнических центрах.
Несмотря на бурный рост, услуги проката в России носят несколько хаотичный характер. Существует несколько причин, тормозящих его развитие. Прежде всего, отсутствие культуры потребления такой услуги. Люди мало информированы о том, где и как взять машину напрокат и зачем это нужно. Постепенно эта ситуация исправляется, но пока, как правило, ключевыми клиентами по аренде автомобилей становятся корпорации, стремящиеся вывести свой автопарк на аутсорсинг.
Очевидно, что корпоративные клиенты предпочитают пользоваться услугами крупных компаний - международных прокатных фирм или дилеров производителей машин.
Автопрокатные компании, в свою очередь, предлагают ряд особых условий корпоративным клиентам. Как правило, они предлагают корпорациям предоставить автомобили на условиях долгосрочной аренды, то есть от года и более, причем в долгосрочную аренду можно взять любое количество машин.
Корпоративные клиенты обеспечиваются машинами по специальным тарифам и не должны вносить залог. Достаточно просто выбрать автомобиль, предполагаемый пробег и продолжительность срока аренды и выплачивать ежемесячный фиксированный платеж. Предлагается безналичный расчет с единым провайдером (один договор, одно юридическое лицо) либо напрямую в своем регионе, можно использовать корпоративный счет и оплачивать услуги через корпоративные кредитные карты. В случае поломки будет предоставлен подменный автомобиль, а взять машину можно в любом городе, где есть представительство компании-прокатчика в рамках одного договора.
После заключения договора аренды автомобили немедленно поступают в распоряжение компании и находятся в непрерывной эксплуатации в течение всего периода аренды.
В некоторых компаниях существуют корпоративные прокатные карты. Обладателю такой карты не нужно заполнять множество бумаг для получения машины, ему полагаются скидки и баллы по программам лояльности от компаний-партнеров - отелей и авиакомпаний - и еще ряд других преимуществ. Кроме того, сейчас есть возможность заказывать машину посредством мобильного телефона.
Помимо стандартной аренды машины корпоративные клиенты могут рассчитывать на обслуживание разовых деловых поездок, предоставление такси для сотрудников, оканчивающих работу в позднее время, встречу и проводы гостей и деловых партнеров в аэропортах, вокзалах и отелях и транспортное обслуживание корпоративных мероприятий.
Парк автомобилей компании состоит из автомобилей Ford, Volkswagen, Audi, Mercedes-Benz, Volvo и др. классов стандарт, бизнес и премиум. Все машины не старше двух лет и находятся в технически исправном, чистом состоянии.
Однако требования к арендаторам машин, будь то корпоративные клиенты или частные лица, предъявляются одинаковые. Арендатор должен иметь водительские права со стажем вождения не менее двух лет, паспорт, для аренды машин категории PDAR - действующую кредитную карту, а категории XDAR - даже две.
В случае если арендованную машину будут водить два человека, второго водителя также необходимо вписать в договор аренды и заплатить за него согласно тарифам компании-прокатчка. К нему предъявляются ровно те же требования, что и к основному арендатору машины.
Существуют и возрастные ограничения. Машину не дадут, если вам меньше 21 года, на ряд автомобилей существует и более жесткое ограничение - от 25 лет, речь идет о машинах класса XDAR.
Страхование
Все автомобили застрахованы на условиях обязательного страхования ответственности перед третьей стороной (ОСАГО), добровольного страхования гражданской ответственности автовладельца (ДАГО). Суммы страховки разные в зависимости от компании-прокатчика.
Объем ответственности арендатора машины оговаривается при заключении договора аренды. Во многих компаниях существует опция "снижения ответственности до нуля", зачастую она предоставляется и корпоративным клиентам, в этом случае арендатор машины не несет никакой ответственности.
Однако в случае нарушения условий договора арендатор несет полную финансовую ответственность за ущерб, причиненный компании, включая полную стоимость восстановительного ремонта и запасных частей, а также удовлетворение претензий третьих сторон. К нарушениям договора аренды в том числе относится управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения.

Выдача и возврат автомобиля
Автомобиль предоставляется с полностью заправленным баком, чистым, оснащенным всем необходимым (кондиционер, штатная аудиосистема, набор Pit Stop, запасное колесо, сезонная резина). Вернуть его нужно в том же состоянии. 
Как правило, крупные прокатные компании предоставляют возможность возврата автомобиля в другом городе, но при этом и стоимость аренды значительно возрастает. Однако ряд компаний запрещает выезд автомобиля за пределы РФ, даже в страны СНГ, а также может отказать в эксплуатации автомобиля в отдельных регионах РФ. (Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия и Алания, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Дагестан).