BusinessTravel №3, Март 2012 «Бизнес - плавание»← Вернуться к журналу

Деловой туризм на Украине: жизнь после футбола


Основой развития туриндустрии и, в частности, индустрии встреч на Украине в этом году станет финал чемпионата Европы по футболу ЕВРО-2012.
Напомним, 18 апреля 2007 г. в британском Кардиффе было объявлено о том, что Украина и Польша победили в конкурсе на право проведения финала чемпионата, который будет проходить с 8 июня по 1 июля текущего года.
Не так давно власти страны объявили о том, что к началу чемпионата в стране будут сданы в эксплуатацию 49 новых гостиниц для размещения болельщиков. Совокупная численность номеров составит 4,9 тыс. Уточняется, что 12 гостиниц на 2 тыс. номеров откроются в Киевской области, 16 гостиниц на 1 тыс. номеров - в Донецкой области, 11 гостиниц на 1 тыс. номеров - в Львовской области и 10 гостиниц на 600 номеров - в Харьковской области. 1,5 тыс. номеров из этого перечня уже готовы на 90 %. На 75 % и более готовы 1,4 тыс. номеров, до 75 % - 1,7 тыс. номеров.
Столь масштабное расширение инфраструктуры может сыграть решающую роль в развитии индустрии встреч страны. До настоящего момента группы в несколько сотен человек с комфортом можно было разместить лишь в нескольких гостиницах столицы. То же относится и к проведению масштабных конференций. С введением в эксплуатацию полусотни современных отелей ситуация может измениться. Тем более что большая часть этих отелей будет управляться крупными международными операторами, которых не могло не привлечь в регион мероприятие такого масштаба. В ближайшее время на рынок Украины выйдет компания Best Western International, расширят свое присутствие в стране операторы Rezidor Hotel Group, Starwood Hotels & Resorts Worldwide, Hilton и др.
Компания Rezidor, в частности, откроет к чемпионату новый отель под брендом Park Inn в центре Донецка. Договор на управление с оператором уже подписала компания "ЭСТА Холдинг", крупнейший украинский инвестор в секторе недвижимости. Отель строится не "с нуля", он появится на месте гостиницы "Киев", которую сейчас полностью реконструируют, и станет первым отелем среднего класса в Украине, профессионально управляемым международным гостиничным оператором
Отель "Park Inn Донецк", номерной фонд которого составит 172 номера, будет открыт во II квартале 2012 г. Помимо современных и комфортабельных номеров к услугам гостей будут ресторан, лобби-бар, четыре конференц-аудитории и тренажерный зал.
Starwood откроет первый отель в столице страны Киеве. Открытие Sheraton Kiev Olympiysky Hotel ожидается в текущем году, накануне ЧЕ по футболу. Соответствующее соглашение оператор подписал с ООО "Инвестиционная строительная компания TM"
Напомним, в Запорожье в прошлом месяце был открыт Four Points by Sheratonэто, Sheraton Kiev Olympiysky Hotel станет вторым отелем компании в Украине. Как сообщается в совместном пресс-релизе, отель на Троицкой площади в центре Киева будет расположен всего в нескольких шагах от знаменитого Крещатика и других городских достопримечательностей, в непосредственной близости от трех станций метрополитена. Sheraton Kiev Olympiysky Hotel будет располагать 172 стандартными номерами и 18 люксами, включая три просторных элитных люкса и Президентский люкс площадью 150 кв. м. Также в отеле откроется круглосуточный ресторан, лобби-бар и видовой бар на крыше.
Стоит подчеркнуть, что специально для бизнес-путешественников в отеле будет оснащенный по последнему слову техники бизнес-центр, а также три комнаты для переговоров. Отель также будет оборудован номерами Sheraton Club rooms и Club Lounge и фирменным интернет-кафе Link@SheratonSM, созданным совместно с Microsoft и предоставляющим высокотехнологичные услуги сети Интернет, необходимые путешественникам. Sheraton Kiev Olympiysky Hotel станет частью национального спортивного комплекса "Олимпийский", в который входят футбольный стадион на 73 тыс. зрителей, ресторанный дворик и конгресс-центр общей площадью 1000 кв. м.
Развитием сегмента бюджетных отелей в стране займется оператор Reikartz Hotels & Resorts. По сведениям издания "Коммерсантъ Украина", сейчас компания ведет переговоры с владельцами пяти объектов для создания сети двухзвездочных отелей, которые будут работать под брендом "Рациотель". Сеть планируют развивать как за счет открытия собственных отелей, так и на условиях франшизы и долевого участия. Уже в ближайшее время компания планирует провести ребрендинг своей гостиницы "Атлантика" в Севастополе. Количество номеров в отелях -  от 70, стоимость комнаты - около 300 грн в сутки.
Всего до конца 2013 г. сеть Reikartz Hotels & Resorts намерена открыть не менее 20 отелей на Украине, об этом заявил в конце прошедшего года Себастьян Кремер, операционный директор Reikartz Hotel Management, управляющей компанией сети Reikartz Hotels & Resorts. Ранее компания заявляла об открытии такого числа отелей только к 2015 г., однако решила скорректировать свои планы.
Стоит отметить, что нехватка объектов размещения - не единственная проблема индустрии встреч в регионе. И в этом смысле ситуация на Украине несколько схожа с положением многих российских областей. 2 февраля в "Русь Аккорд Отеле" в Киеве состоялся III ежегодный украинский гостиничный форум "Готовность № 1: До и после Евро 2012. Ориентация на гостя: сервис, качество, контроль. Стратегия развития сильных национальных отельных брендов". В ходе форума генеральный директор лидирующего украинского гостиничного оператора "Премьер Интернешнл" Ирина Седлецкая рассказала, что вопрос готовности актуален не только для отелей, а и для общей инфраструктуры городов, принимающих чемпионат. "На общее впечатление гостей повлияет качество работы многих сопутствующих сфер деятельности: общественного транспорта, такси, банков, индустрии питания и развлечений. "В любом случае, если какие-то из объектов, планирующих размещать гостей во время проведения матчей, не успели достойным образом подготовиться по ряду объективных причин, у них в запасе еще есть несколько месяцев, которые нужно использовать максимально эффективно. Со своей стороны мы готовы предоставить гостям не только комфортное размещение, но и дать рекомендации относительно времяпрепровождения в городе, где гости будут проводить основное время дня и где сложится их представление о нашей стране, поэтому так важна слаженная работа всей инфраструктуры", - отметила Ирина Седлецкая.
В связи с этим до начала матчей в стране будут введены в эксплуатацию новые стадионы, реконструированы аэропорты и другие инфраструктурные объекты. Всё это потребовало немалых инвестиций, привлечь которые удалось во многом благодаря проведению столь статусного мероприятия.
Среди мер по улучшению транспортной инфраструктуры страны хотелось бы отметить в первую очередь реконструкцию аэропорта Донецка. В феврале в здании нового терминала началось обучение персонала и пусконаладочные работы на технологическом оборудовании.
Стоит отметить, что Донецк стремится воспользоваться готовящимся чемпионатом для развития индустрии встреч. По данным местной турадминистрации, каждый четвертый турист прибывает в город с деловой целью. Власти города настроены серьезно, учитывая тот факт, что туристические возможности города были представлены на украинском стенде берлинский выставки ІТВ, которая пройдет с 7 по 11 марта. Экспозиция, которая представляла в этом году Украину в Германии, зайняла 400 кв. м - это вчетверо больше, чем в прошлом году.
Аэропорт Львова расширяет географию полетов. В текущем году отсюда начнется прямое авиасообщение с Лондоном, Барселоной и Парижем. Новые направления открываются совместно с авиакомпанией Ryanair. На 2012 г. запланированы перевозки 500 тыс. пассажиров.
Улучшится и ситуация с перемещением между украинскими городами. В мае текущего года в стране начнут курсировать скоростные поезда компании Hyundai. На них можно добраться из Киева до Харькова за 3,5 ч (сегодня - около 6 ч), до Львова - за 4,5 ч (6,5 ч), до Донецка - за 5,5 ч (12 ч). Шесть поездов начнут работу до начала чемпионата, еще четыре прибудут в страну уже после его окончания. Отмечается, что во всех поездах будет предоставляться беспроводной доступ в Интернет.
Успех проведения ЕВРО-2012 серьезно повлияет на имидж Украины как центра индустрии встреч. Для становления делового туризма в стране есть все предпосылки: близость к Европе, различные природные и климатические зоны, делающие возможной организацию спектра инсентив-программ от горнолыжных до пляжных. На Украине сосредоточен ряд крупных промышленных центров, а ближайшие партнеры - россияне - могут въезжать в страну не только без визы, но и без заграничного паспорта.
В то же время вызывает опасение большое число скандалов, сопровождающих подготовку к чемпионату. Европейские болельщики возмущены многократным ростом цен на номера в отелях, авиаперевозку и даже на такси, а также плохим сервисом. СМИ сообщают о рейдерских захватах. Однако интерес к Украине как к туристическому направлению среди европейских и американских туристов растет. В рейтинге, опубликованном на сайте СNN, Украина вместе с Польшей вошла к Топ-3 наиболее привлекательных для путешествий стран.
Таким образом, можно говорить о немалом кредите доверия, который сейчас есть у туристической отрасли Украины в глазах мирового сообщества, так что удачное проведение ЕВРО-2012 может стать первым шагом на пути к превращению главных деловых центров Украины в направления индустрии встреч европейского уровня.

Мнение эксперта: Сергей Кириченко, руководитель отдела въездного туризма компании "Альбатрос-Тревел"
На сегодняшний день основным центром делового туризма Украины является столица - Киев. В Киеве расположены все государственные учреждения, посольства и представительства иностранных государств, офисы крупных зарубежных компаний. Благодаря этому последние годы активно развивается гостиничная, транспортная, ресторанная и развлекательная индустрия. Кроме того, можно выделить такие города, как Днепропетровск и Донецк, которые считаются крупными металлургическими и промышленными центрами Украины.
Можно твердо сказать, что гостиничная инфраструктура только развивается. Например, в Киеве на данный момент представлено всего четыре отеля уровня пять звезд, в отличие, к примеру, от Москвы, где таких гостиниц около 20. Если меня спросят, где проще всего принять на Украине группу от 100 до 300 человек, то я смогу выделить только Киев, в котором можно будет без особых трудностей перевезти, поселить и накормить всех гостей. Больших отелей уровня четырех звезд, в которых хорошо развит конференц-сервис, в Киеве всего-навсего два... Но у нас всё еще впереди - в связи с проведением в 2012 г. чемпионата Европы по футболу на Украине и в Польше по всей Украине открывается много новых отелей. Например, в Киеве ожидаем открытия грандиозного комплекса отелей с 1000 номеров и большим конференц-центром. В Крыму уже существующие большие отели строят новые корпуса с хорошими конференц-возможностями.
На данный момент Киев - это деловая, экономическая, политическая и культурная столица Украины, которая с каждым годом всё более популярна среди российских деловых гостей и корпораций. Основное и главное препятствие на пути активного развития туристической индустрии - это политическая нестабильность. После событий 2004 г. и последующих частых смен политического курса страны наметилась тенденция ухудшения отзывов об Украине. Также достаточно сильно по развитию ударил экономический кризис 2008 г., когда у нас за целый год практически не было MICE-групп из-за рубежа. Но, повторюсь, благодаря ЕВРО-2012 за многие годы независимости Украины у нас наконец-то появился девиз, логотип страны, выпускаются промо-ролики про основные города.
На данный момент основными нашими клиентами считаются гости из России. И это вполне оправданно, ведь 38 % от общего числа въезжающих в нашу страну туристов - это граждане России. Если говорить про групповые заказы, то основное направление, которое пользуется у нас успехом, - это сфера MICE. C 2010 г. заметен интерес российских корпоративных клиентов, которые все чаще и чаще в свои сметы просят включить и Украину как вариант. Популярными MICE-направлениями считаются Киев, Одесса и южное побережье Крыма. Статистика показывает, что в основном приезжают группы до 50 человек, но, например, в прошлом году мы обслужили около пяти групп численностью больше 100 человек. Клиентам достаточно трех-четырех дней для знакомства со страной, проведения конференции, развлекательных программ и командообразующих мероприятий. Практически всегда заказчик просит совместить приятное с полезным, то есть организовать мероприятия как в конференц-зале, так и на свежем воздухе, например экскурсию. И обязательно закрепляющим событием должен стать гала-ужин в национальном стиле на корабле или на природе, или в ресторане. Нам всегда хочется показать, рассказать и дать попробовать многое в нашей стране, но у клиентов большую часть времени занимает работа - вот это для нас главная проблема.