BusinessTravel №9, Сентябрь 2012 «Рынок MICE - курс на креатив»← Вернуться к журналу

Социальные сети в ивент-индустрии


Социальные сети плотно вошли в нашу жизнь. Многие уже и дня не могут прожить, не отметившись в Facebook и не запостив пару фотографий в "Инстаграме". Если на заре своего появления социальные сети были для многих просто развлечением, то сейчас они всё чаще используются как маркетинговый инструмент. В том числе и в MICE-индустрии, по крайней мере в части организации мероприятий. Однако, как и любым инструментом, ими нужно уметь правильно пользоваться, чтобы не нанести вред репутации своей компании.
Компания amiando провела исследования и выяснила, какие именно социальные сети наиболее популярны у организаторов деловых мероприятий и почему, а также как именно нужно освещать свою работу в тех или иных социальных сетях.

Цифры и факты
Через восемь лет после своего появления сеть Facebook собрала более 900 млн пользователей, ежемесячно к ним добавляются всё новые и новые люди. Ежедневно отправляется порядка 170 млн твитов, а платформа Google+, начавшая работать всего год назад, собрала уже 170 млн пользователей.
Опрос проводился среди 1000 компаний - организаторов мероприятий. При этом 60% респондентов - мужчины в возрасте от 30 до 50 лет. Если говорить о географической принадлежности, то 60% опрошенных - из Германии, Австрии и Швейцарии, 10% - из остальных частей Европы, 10% - из Северной и Южной Америки и 20% - из других стран.
По видам деятельности репрезентативность распределилась так: 22% - занимаются в основном организацией конгрессов и конференций, 22% - организацией семинаров и тренингов, 13% - специализируются на корпоративных мероприятиях, 11% - организуют различные культурные события (фестивали, концерты и вечеринки) и, наконец, 32% - занимаются организацией встреч и выставок.
Собственно исследование делится на две основные части. В первой - выясняется, как именно и какие сети используют в работе профессионалы делового туризма, что им это дает и что останавливает развитие. Во второй  части даются практические рекомендации по использованию различных социальных сетей для промотирования мероприятий.

Интересные ответы на важные вопросы
Первый и главный вопрос исследования - насколько важны социальные сети в индустрии MICE?
Ответ, в общем-то, получился недвусмысленным: 72% респондентов посчитали социальные сети очень важным маркетинговым инструментом, 37% - достаточно важным, 18% посчитали, что социальные сети не важнее, но и не хуже других инструментов, и только 10% не воспринимают их всерьез.
Что касается названий конкретных сетей, которые используются в работе, то тут лидирует Facebook (84%), следом за ним идет микроблоговый сервис Twitter (61%), на третьем месте малоизвестная в России сеть XING (46%). Примерно одинаковое количество голосов набрали Youtube (42%), Linkedin (41%). Google+ пока на шестом месте с 36% голосов. Блоги в работе использует 31% опрошенных, а совсем никакими социальными сетями не пользуются 4% респондентов.
Как правило, выбор социальной сети зависит от целевой аудитории той или иной компании. И крайне редко бывает, чтобы компания ограничивалась какой-то одной площадкой.
Исследования также показали, что наибольший интерес у профессионалов делового туризма вызывают Google+ (о нем больше хотели бы узнать 40% опрошенных), Facebook (38%) и Twitter (37%). Интерес к платформе Google+ понятен, ведь ресурс работает относительно недавно, что касается Facebook и Twitter, то они являются крупнейшими социал-медиа-площадками и неудивительно, что интерес к ним не остывает.
Подавляющее большинство респондентов - 78% - собираются увеличивать свое присутствие в социальных сетях, 21% - оставят все на прежнем уровне, и только 1% опрошенных будет сокращать в них свою активность. Интересно, что в прошлом году увеличивать свое присутствие в социальных медиа собирались 81% опрошенных, а 17% не планировали никаких изменений. Видимо, те, кто хотели как-то увеличить свое присутствие в соцсетях в прошлом году, в этом успешно его увеличили и менять пока больше ничего не хотят.
Судя по этим цифрам, организаторы деловых мероприятий высоко оценивают потенциал социальных сетей в качестве рабочего инструмента.
Данные опроса показывают, что организаторы мероприятий публикуют в среднем от одного до десяти постов. Их количество колеблется в зависимости от дня недели, от того, насколько близко дата мероприятия и т.д. Это необходимо учитывать, если вы хотите, чтобы информация дошла до целевой аудитории.
Пожалуй, один из самых интересных вопросов в исследовании: каковы ваши цели работы в социальных сетях? 70% респондентов ответили, что работа в социальных сетях позволяет им повысить узнаваемость бренда и популярность каждого конкретного мероприятия. Кроме того, для 65% опрошенных это еще и возможность усилить лояльность клиентов по отношению к бренду, а для 52% - дополнительный канал обратной связи с клиентами. Удивительно, но только треть участников опроса используют социальные сети для продажи билетов на свои мероприятия.
Интересно, что примерно половина опрошенных - 53 и 51% соответственно - уже добились и популяризации мероприятий, и узнаваемости бренда в социальных сетях. У 41% опрошенных увеличился уровень лояльности клиентов, а 32% получили новый канал обратной связи.
По большому счету важно ведь не только количество "лайков", но и то, насколько качественно вы покрываете свою целевую аудиторию. От этого зависит и эффективность размещенной в социальных сетях информации.
На вопрос о том, что препятствует развитию компании в социальных сетях, 54% опрошенных ответили, что нехватка времени, 33% - нехватка персонала и только 12% боятся нечаянно нанести компании урон, поэтому стараются не очень активно работать в социальных сетях. Судя по препятствиям, мешающим увеличить свою активность в социальных медиа, MICE-индустрия хоть и считает их полноценным инструментом маркетинга, выделять специальные ресурсы для работы в них пока не готова.
Несмотря на то, что уже разработаны инструменты мониторинга активности в социальных сетях, ими пользуются только 39% респондентов, половина опрошенных этим не пользуется или не знает о существовании таких инструментов, а 11% не уверены, что в компании ими пользуются.
Те, кто все же этими инструментами пользуются, предпочитают бесплатные варианты (74%).

Подводя итоги первой части исследования, можно утверждать: 

1. Социальные медиа были и остаются важным маркетинговым инструментом для профессионалов делового туризма. Самыми популярными сетями являются Facebook, Twitter и XING.
2. Самой главной целью использования социальных сетей является повышение узнаваемости бренда в целом и конкретных мероприятий в частности. Более половины опрошенных признали, что добились этих целей с помощью социальных медиа.
3. Высокий потенциал социальных сетей отметили почти три четверти опрошенных, неслучайно подавляющее большинство собирается развивать свое присутствие в них.
4. Основной проблемой работы в социальных сетях является нехватка времени и людей. Если компании и пользуются программами мониторинга эффективности социальных сетей, то предпочитают бесплатные программы. Следовательно, компании пока не готовы серьезно инвестировать в работу в социальных сетях.


Как себя вести в сети

Подготовительный процесс
Прежде всего, нужно выделить сотрудников, которые будут заниматься продвижением мероприятий в социальных сетях, и составить медиаплан, где будет отражено, что, как и когда будет публиковаться на вашей странице. Это позволит спланировать наполняемость странички и быть уверенным что, с одной стороны, она не будет выглядеть заброшенной, а с другой - не будет слишком надоедать "френдам" бесконечными обновлениями.
Кроме того, медиаплан должен быть соотнесен с планом ваших мероприятий и не должен быть слишком жестким. Если попалась какая-то интересная статья, не стоит ждать окна в плане слишком долго, лучше сразу ею поделиться.
Прежде чем начать активную деятельность в социальной сети, стоить ответить себе на несколько вопросов: кто моя целевая аудитория, как я хочу представить компанию, как реагировать на критику и агрессивные выпады?
Также стоит обратить внимание на инструменты мониторинга эффективности работы в социальной сети. Они есть как бесплатные, такие как Socialmention, TweetDeck, Wildfire, Klout, так и платные - Meltwater Buzz, HootSuite Pro, Trackur.
В зависимости от специфики бизнеса можно выбрать наиболее подходящую вам модель мониторинга.

Содержание и наполнение
Для того чтобы удерживать постоянное внимание аудитории, нужно иметь интересный, разноплановый и хорошо таргетированный контент. Это могут быть интересные посты по вашей тематике или описывающие какие-то общемировые тренды, новости компании или отрасли в целом, анонсы будущих мероприятия и пострелизы прошедших, фотографии, даже "иконки" - всё в рамках интересов целевой аудитории.
Страницы в социальных сетях должны обновляться регулярно и оперативно, но так, чтобы не повторять содержимого страниц конкурентов или свести это повторение к минимуму. Понятно, что если появится интересная статья, обзор или аналитика по вашей теме, ею поделится большинство отраслевых компаний, желательно, чтобы таких совпадений с конкурентами было немного.
На странице нужно постоянно поддерживать диалог с посетителями, но так, чтобы не перегружать их лишней информацией и не выглядеть слишком навязчиво.
Повышению лояльности клиентов по отношению к компании способствует и размещение неофициальных фотографий из жизни компании или "закулисных" моментов подготовки того или иного мероприятия.