BusinessTravel №3, Март 2011 «Выставочная механика»← Вернуться к журналу

Потенциально успешны


Для реализации возможностей индустрии встреч на юге России региону не хватает по-настоящему крупных конгресс-центров.
По сравнению с другими российскими регионами юг России демонстрирует высокие темпы развития туристической инфраструктуры. Это показали и обнародованные в конце прошлого года планы развития международных сетей в нашей стране. Так, уже в текущем году откроет двери для первых гостей гостиница Marriott в Краснодаре. В 2012 г. готовятся к открытию Doubletree by Hilton Sochi-Adler в Сочи. Также на этот год запланировано начало работы Sheraton Sochi и Sheraton Rostov-on-Don. Accor объявила о решении взять под управление две гостиницы в проекте "Роза Хутор", о переходе под управление Accor двух гостиниц в проекте "Роза Хутор", крупнейшем горнолыжном курорте Сочи. И, наконец, в течение двух-трех лет в Сочи же будет открыто два отеля цепочки Rezidor Hotel Group.
Флагманом по увеличению номерного фонда в ближайшие годы, безусловно, станет Сочи, где к Олимпийским играм введут в строй около 40 гостиниц с совокупным фондом более 15,5 тыс. номеров. Помимо перечисленных новых отелей будет проводиться реконструкция существующего фонда - санаториев и пансионатов, построенных в советское время. Небольшие отели открываются в Ростове-на-Дону, Волгограде. Таким образом, предложение гостиничного размещения в регионе медленно, но возрастает.
Встретиться негде
В то же время конгрессная инфраструктура все еще находится в зачаточном состоянии. "В последнее время почти каждый город юга России объявлял конгрессный туризм в качестве приоритетного направления развития, - рассказывает Илья Володько, генеральный директор консалтинговой компании MACON Realty Group. - Особенно это актуально для прибрежных городов, для которых это единственный путь преодоления сезонности и сохранения рентабельности гостиничных объектов на протяжении года. Однако в последние пять лет темпы реализации планов по развитию невысоки, поэтому до сих пор все без исключения города юга России не имеют достаточной конгрессной инфраструктуры". Это относится и к предолимпийскому Сочи, где не существует крупных специализированных конгрессных площадок.
А те, что есть, можно перечислить по пальцам. Во-первых, конгресс-центр отеля "Рэдиссон САС Лазурная", который не позволяет проводить очень крупные мероприятия и, кроме того, уже немного устарел. Во-вторых, конгресс-площадка на базе гостиничного комплекса "Жемчужина". Это сложный объект, с одной стороны, он знаковый для города, а с другой - никаких масштабных мероприятий по его реновации не предвидится. Был обновлен номерной фонд, запланирован ремонт выставочных площадей, но качественно иной эта площадка не станет. Стоит упомянуть и санаторий РЖД "Черноморье", также располагающий конгрессными возможностями, комплекс "Дагомыс" и ряд других.
В планах развития города никаких крупных объектов именно конгрессной инфраструктуры не значится, однако есть ряд помещений, в частности, Международный пресс-центр, которые впоследствии могут быть использованы для организации масштабных конференций. В целом план развития Сочи в связи с предстоящей Олимпиадой может дать толчок к развитию индустрии встреч в городе, если будут реализованы запланированные объекты, улучшены дороги и коммуникации.
В Краснодаре единственная профильная площадка - выставочный центр "Краснодар Экспо", крупнейший на юге России. Как место проведения мероприятий используется также дворец спорта "Олимп". Есть широкая гостиничная сеть, которая предлагает конференц-услуги, но они располагают площадками вместимостью не более 200 человек. Всего в городе насчитывается 85 гостиниц, однако все они преимущественно небольшие, сегмент крупных отелей, привлекательных для устроителей масштабных мероприятий, практически не представлен.
Будущее развитие можно связать с открытием отеля Marriott, которое запланировано на текущий год. Также неоднократно озвучивался проект строительства крупного выставочного центра в районе улицы Дзержинского, однако до его реализации так и не дошло из-за проблем с привлечением средств в посткризисный период.
В Ростове-на-Дону нет современно оборудованной площадки, способной принять больше 600-700 человек. "То есть очень масштабное мероприятие провести проблематично, основной фонд представлен советскими дворцами культуры, которые мало приспособлены для оптимальной организации бизнес-мероприятия", - говорит Михаил Саакян, специалист по маркетингу "AMAKS конгресс-отеля".
Группа "Дон-плаза" осуществляет строительство крупного Международного конгрессного центра, который будет частично открыт уже в этом году.
Родит ли спрос предложение?
В то же время спрос на конгрессные услуги в крупных городах юга есть. Так, к примеру, Краснодар не первый год демонстрирует рост деловой активности. Журнал Forbes признает столицу Кубани лучшим городом для ведения бизнеса в России и самым комфортным для инвестиций. Регулярный поток небольших по численности конференций обслуживается сетью гостиниц, располагающих залами, оборудованными для переговоров. Для более крупных мероприятий в ноябре 2010 г. был открыт конгресс-холл "Арлекино". "Это профессиональная площадка вместимостью порядка 1000 человек, здесь проводятся различные мероприятия - от конференций до концертов. Три месяца работы центра показали, что спрос на подобные услуги в городе есть", - комментирует Илья Володько.
В Ростове-на-Дону ситуация обстоит схожим образом. По словам Михаила Саакяна, специалиста по маркетингу "AMAKS конгресс-отеля", в городе существует стабильный поток потребителей конгресс-услуг, причем число проведенных мероприятий в 2010 г. несколько превысило докризисный уровень. Клиенты - компании сетевого ритейла, занимающиеся внедрением ПО, фармацевтические компании, сетевики (типа Amway). "Кроме того, в город постоянно приезжают так называемые бизнес-тренеры со своими мастер-классами для сотрудников различных направлений работы", - рассказал эксперт.
Более того, прогнозы на будущее обнадеживают: наметилась тенденция к увеличению бюджетов на проведение мероприятий. "Думаю 2011 год будет намного лучше, чем 2010-й, компании будут тратить больше средств на проведение всевозможных бизнес-мероприятий, не будут сокращать время проведения своих мероприятий", - говорит Михаил Саакян.
По его мнению, пока нехватка предложения по размещению и проведению мероприятий в городе не ощущается, но, безусловно, будет ощутима в высокий сезон (весной, осенью этого года). В любом случае компаниям, планирующим свои мероприятия на это время, нужно заранее подыскивать себе площадку и бронировать гостиничные услуги. Или потом придется уже не выбирать определенный зал, определенный отель, а проводить мероприятие там, где свободно, - считает эксперт.
Что касается Сочи, то, помимо текущих семинаров и симпозиумов, в городе ежегодно проходит Международный инвестиционный форум, который изначально проводился на базе ОК "Дагомыс", но очень скоро вырос из него "и теперь занимает фактически всю центральную часть города, используется ряд площадок, выставочные павильоны монтируются на улице. Все это создает большие неудобства жителям города, которые на день прерывают работу, поскольку передвижение по Сочи крайне затруднено", - рассказал Илья Володько.
Эксперт привел показательный пример того, как наличие или отсутствие инфраструктуры может ограничить или стимулировать развитие индустрии встреч.
Летом 2010 года в Геленджике был открыт пятизвездочный отель "Хилтон Геленджик Резорт и СПА" со спа- и конгресс-центром - профессиональная площадка с оборудованными залами для конференций. Она работает только полгода, но уже очевидны результаты: количество проводимых в городе мероприятий резко возросло, здесь была проведена встреча на высшем уровне президентов России и Украины, которая точно не могла бы состояться в городе в отсутствие подобной площадки.
Иными словами, спрос на конгресс-услуги в крупных центрах Южного округа несомненен. Однако потенциал развития индустрии встреч не может быть в полной мере реализован в отсутствие соответствующей инфраструктуры.

Подготовила Анна ЮРЬЕВА