BusinessTravel №11, Ноябрь 2012 «Победители торжествуют»← Вернуться к журналу

Чемпионат закончится, отели - останутся


Комиссия ФИФА вынесла вердикт: названы 11 городов, которые примут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. В их число попали Москва и Санкт-Петербург, Калининград, Волгоград, Казань, Нижний Новгород, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи, Екатеринбург. Разочарованы решением Международной федерации футбола жители Ярославля и Краснодара: этим городам не досталось право проведения матчей престижнейшего турнира.
В городах, попавших в заявочный лист ФИФА, предстоит еще немало сделать для подготовки к чемпионату. Развитие гостиничной структуры - необходимой и достаточной - одна из задач, которая стоит перед ними.

Сколько строить?
Международная федерация футбола (ФИФА) выдвигает четкие требования к гостиничной инфраструктуре городов, принимающих чемпионат мира. По данным экспертов, для проведения матчей группового этапа город должен располагать гостиницами категории 3-5* с общим номерным фондом не менее 1,7 тысячи мест для размещения представителей ФИФА, команд, арбитров и других официальных гостей. Кроме того, для болельщиков в радиусе 100 километров от стадиона должно быть еще не менее 6 тысяч номеров не ниже уровня 2*.
Если не брать в расчет Москву и Петербург, которым помимо групповых игр придется принимать полуфиналы и финал мирового первенства, а потому и требования по гостиничной базе к ним предъявляются другие (об этом ниже), условиям ФИФА соответствуют далеко не все города.
По данным Knight Frank, достаточным количеством средств размещения для проведения матчей группового этапа (не менее 7,7 тысячи номеров) располагают только Сочи, где сейчас насчитывается около 9 тысяч гостиничных номеров и идет активное строительство новых отелей к Олимпиаде 2014 года. Ко времени проведения Игр, по данным, озвученным  вице-премьером правительства РФ Дмитрием Козаком, Сочи будет располагать 42 тысячами гостиничных номеров. 
Казань сейчас имеет 4-тысячный номерной фонд и при этом реализует несколько гостиничных проектов: столица Татарстана готовится принимать Универсиаду-2013 и, так же как и Сочи, к 2018 году будет обладать ценным опытом проведения крупных международных спортивных форумов.
Гостиницы Екатеринбурга имеют 3,5 тысячи номеров. Эти три города в наибольшей степени соответствуют требованиям Международной федерации футбола. 
Что касается других городов, попавших в заявочный лист ФИФА, то, по данным Knight Frank, в Самаре сейчас насчитывается 2,5 тысячи номеров, в Волгограде, Ростове-на-Дону и Калининграде - по 2 тысячи, а в Нижнем Новгороде - 2,2 тысячи.
Но так ли необходим кратный рост номерного фонда городам-хозяевам мундиаля? Опыт Екатеринбурга, где к саммиту ШОС 2009 года были открыты несколько десятков новых отелей, и загрузка городских гостиниц упала настолько, что бизнес забалансировал на грани рентабельности, многому научил. Есть отрицательные примеры и в международной практике. Так, в ЮАР после проведения ЧМ по футболу 2010 года возникло избыточное предложение гостиничных номеров, и доходы отельеров заметно упали. "Крупное событие может стимулировать развитие инфраструктуры, но нельзя эту инфраструктуру формировать исключительно под одно событие", - говорит Марина Смирнова, заместитель по развитию директора ОАО "Красная поляна". Она отмечает, что большинство городов-хозяев ЧМ-2018 нуждаются в новых гостиничных проектах, но развивать их нужно очень осторожно: выход за пределы насыщения гостиничного рынка в большинстве российских городов измеряется одним-двумя объектами. То есть если в областном центре одновременно откроются три отеля с номерным фондом более 100 номеров каждый, клиентов может на всех не хватить. Понятно, что Саранску, например, с населением всего в 300 тысяч жителей вовсе не нужен многотысячный гостиничный фонд, тем более с учетом того, что проведут в этом городе один-два матча чемпионата.
Мировой опыт проведения крупных спортивных форумов дает различные рекомендации на такие случаи. В Польше под размещение болельщиков, съезжавшихся на матчи Евро-2012, были задействованы частные квартиры. В Познани и Гданьске нашлось частное жилье для размещения 20 тысяч болельщиков. Специальная система онлайн-обслуживания фанатов предоставляла гостям чемпионата информацию о возможности размещения в квартирах. В Польше размещали фанатов и в студенческих общежитиях, и даже в палаточных лагерях.
Строить к спортивному форуму жилье для размещения гостей, а затем продавать его - также хорошо зарекомендовавшая себя практика. Крис Холл, руководитель программы London-2012, представитель InterContinental Hotels Group, на конференции по инвестициям в гостиничный бизнес России и СНГ (RHIC) рассказал о том, что квартиры лондонской олимпийской деревни по истечении Игр стали продаваться как жилье эконом-класса. Аналогичный опыт был и в Ванкувере, а в ряде городов, принимавших крупные форумы, под размещение гостей использовали круизные корабли.
И все же многие представители глобальных гостиничных операторов, которые ведут бизнес в России, преисполнены оптимизма: они как раз считают, что в большинстве городов, которые примут чемпионат мира по футболу в 2018 году,  надо строить новые отели. Так, Алексис Деларофф, генеральный директор Accor Hospitality в России и СНГ, отмечает, что лишь Санкт-Петербург и Сочи располагают насыщенным гостиничным предложением, хорошие перспективы в этом плане имеет Казань. Все остальные города нуждаются в современных отелях, другое дело, что развивать там нужно проекты среднеценового и бюджетного сегментов.
Владимир Ильичев, директор Hilton Worldwide по России и СНГ, полагает, что в новых гостиницах среднеценовой категории нуждаются все города, выбранные ФИФА для проведения мундиаля: "В России процесс развития сетевых отелей международного класса только начинается". Г-н Ильичев подчеркнул, что в планах  Hilton Worldwide - открытие 29 гостиниц сегмента mid-market в России.

Замечание к столицам
Владимир Ильичев обращает внимание на то, что отели среднеценового сегмента нужны обеим столицам не только в силу проведения чемпионата, но по объективным причинам: "В Москве и Петербурге цены на размещение в отелях достаточно высоки, есть нехватка отелей среднеценовой категории".
Согласно требованиям Международной федерации футбола, город-организатор финала чемпионата мира должен располагать почти 12,8 тысячами номеров категории 3-5*  для размещения команд и официальных гостей ЧМ, а также 17 тысячами номеров категории 2* и выше для размещения болельщиков. По данным Knight Frank, Москва располагает 31,2 тысячи мест в отелях класса 3-5*, однако около 50% номерного фонда столицы приходится на гостиницы верхнего ценового сегмента, отели mid-market в столице предстоит развивать.
Номерной фонд отелей в городе-организаторе полуфиналов ЧМ должен составлять 14,8 тысячи номеров (4,8 тысячи номеров в отелях 3-5* и 10 тысяч в отелях выше 2* для болельщиков). Санкт-Петербург, который, очевидно, в паре с Москвой примет один из полуфиналов, обладает 16-тысячным номерным фондом, но и в Северной столице, как  в Москве, есть крен в сторону высококлассных отелей.

Самые емкие
Гостиничные рынки Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону эксперты считают самыми емкими среди городов, принимающих чемпионат.
Нижний Новгород - пятый по численности населения город в России, в нем сосредоточены крупнейшие предприятия машино- и авиастроения, металлообработки и информационных технологий.
Ростов-на-Дону с населением 1 млн 91 тыс. жителей стал штаб-квартирой крупных финансово-промышленных групп и аграрных холдингов юга России.
При этом номерной фонд в гостиницах обоих городов невелик: по 2000 номеров, представлен в основном отелями, построенными в советский период и мини-гостиницами, цены на размещение высоки и зачастую не соответствуют уровню сервиса. В обоих городах ощущается нехватка конференц-площадок и конгрессных  центров.
В Нижнем Новгороде работает лишь один отель под международным брендом - это гостиница Ibis оператора Accor Hospitality. На рынке Ростова-на-Дону - всего один сетевой отель российской цепочки AMAKS Hotels & Resorts. Но в последнее время эти два города поднялись на лидирующие позиции по числу заявленных гостиничных проектов. Сразу несколько отельных премьер ожидаются в Ростове-на-Дону. В городе должен открыться отель Hyatt Regency Don Plaza на 220 номеров с несколькими конференц-залами, этот отель будет относиться к верхнему ценовому сегменту. Реализация проекта еще одного отеля верхней ценовой категории под брендом Sheraton на 307 номеров ожидается к 2014 году. Гостиницу столь же высокого уровня намеревается открыть в Ростове-на-Дону группа Kempinski. В 2013 году в городе откроется отель Mercure на 100 номеров. Сегмент mid-market в городе пополнится за счет нового отеля Courtyard by Marriott.
В Нижнем Новгороде будет реализован проект Park Inn на 150 номеров, планируются  к открытию отели Kempinski и Courtyard by Marriott.
Еще один город-миллионник - Волгоград - во многом разделил гостиничную судьбу Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону. Отсутствие современных гостиниц, недостаток номерного фонда и современных конференц-площадей - все это в полной степени относится и к Волгограду. Но теперь в городе также заявлены к открытию три крупных гостиничных проектах: отель Hilton Garden Inn и два отеля Hampton by Hilton.

Все больше и больше
Екатеринбург, согласно подсчетам экспертов Knight Frank, имеет 3,5 тысячи гостиничных номеров, часть городских отелей открыта совсем недавно - к саммиту ШОС-2009, представлены гостиницы различных сегментов. В городе работают отели под управлением международных операторов - The Rezidor Hotels Group, Accor Hospitality, Ramada Hotels, Hyatt Hotels & Resorts. По мнению экспертов, столица Урала - один из наиболее подготовленных к проведению ЧМ-2018 городов России.
Еще более разнообразной гостиничной инфраструктурой обладает Казань. Сейчас к услугам гостей города 4000 гостиничных номеров. В Казани представлены отели международных брендов, построенные относительно недавно: Park Inn, Courtyard by Marriott, Ibis. В городе реализуются гостиничные проекты более высокой ценовой категории: Swissotel, Hilton, Hilton Garden Inn. Казань - один из явных претендентов на проведение большого числа матчей турнира и одного из четвертьфиналов, тем более что не только гостиничная инфраструктура города оценивается высоко: почти готов еще один стадион международного уровня  и новый аэровокзал, сравнительно быстрыми темпами строится метро.
Гостиничный рынок Самары - это 2,5 тысячи номеров. В городе также есть новые современные отели, но, как и во многих российских областных центрах, доминируют отели, построенные в прошлом веке. Из отелей международных цепочек в городе работает Holiday Inn, Ibis, Renaissance. В 2013 году в городе откроется гостиница Hilton Garden Inn. Ряд гостиничных проектов заявлен и в Самарской области, и эти рекреационные отели также смогут поработать на гостей ЧМ-2018. На недавно завершившемся форуме "Инвестиции в гостеприимство" было объявлено о строительстве гостиничного комплекса Porto Verde, этногостиницы "Крепость Красный Яр", парк-отеля "Жигулевский", гольф- и спа-курорта "Старая Бинарадка", который расположится между Самарой и Тольятти. 

Калининград, располагающий на сегодня 2000 гостиничных мест, может размещать болельщиков в пригородных курортных городах -  Светлогорск, Балтийск, Зеленоградск. Потенциал гостиничного рынка Калининграда высоко оценивается экспертами: это и курорт, и город познавательного туризма, и крупный экономический центр запада России. На сегодня в городе работает лишь один отель под международным брендом - Radisson. Но несколько  глобальных операторов заявили о своей готовности войти на рынок Калининграда.
Строится отель высокого уровня и в Саранске, пока наиболее проблемном с точки зрения размещения гостей ЧМ-2018 городе России. Уже ясно, что наводнять город гостиницами, которые после чемпионата окажутся невостребованными, ни у кого намерений нет. Как сообщает городской информационный портал, "добрать" необходимые номера для приема туристов местные власти планируют за счет использования реконструированных общежитий и загородных баз отдыха, которые должны послужить резервным фондом на период проведения мундиаля. Таким образом, можно будет разместить дополнительно около пяти тысяч человек.
Кроме того, обсуждается вариант своеобразной олимпийской деревни - строительства в Саранске гостиничного комплекса, который сразу после проведения чемпионата мира по футболу будет трансформирован в социальное жилье.

Сочи: эффект олимпиады
Итак, Сочи - столица Олимпиады 2014 года - через год с небольшим будет располагать 42 тысячами номеров. На рынке города будут работать международные сети: Marriott International откроет три отеля, The Rezidor Hotels Group - четыре, Accor Hospitality будет управлять в Сочи двумя отелями. Есть проекты у групп Kempiski и
Swissotel Hotels & Resorts.
Очевидно, что скепсиса в отношении Сочи у отельеров явно поубавилось. Многие эксперты считают, что Сочи - этот тот случай, когда инфраструктура будет формировать события, станет фактором, притягивающим туристов. На недавно прошедшей в Москве конференции по инвестициям в гостиничный бизнес России и СНГ зарубежные эксперты восхищались размахом строительства в Сочи. Это касалось, впрочем, не только гостиниц: новые железнодорожные линии, одна из которых свяжет горный курорт Красная Поляна с городом, а другая позволит приехать в Сочи на скоростном поезде, горнолыжные трассы и подъемники, обновленный аэропорт. Сочи стали уверенно пророчить будущее международного горнолыжного курорта, а главное - центра делового туризма. Представители международных гостиничных сетей уже не колеблясь говорят, что в Сочи поедут прежде всего корпоративные клиенты их компаний, у которых вызывает любопытство олимпийская столица с новыми гостиничными и спортивными объектами. Другое дело, насколько велик будет этот поток. Тут эксперты допускают оговорки, масштабы будущего роста, на их взгляд, зависят от ряда причин: облегчения визового режима, наличия прямых рейсов из Европы, эффективности работы местного конвеншн-бюро.
Но спортивные события мирового значения Сочи начал притягивать уже сейчас: "Формула-1", уверенная победа за право проведения чемпионата мира по футболу, этапы Кубка мира по биатлону, многочисленные соревнования федерального уровня.
Надо полагать, что новые объекты инфраструктуры городов, готовящихся принять ЧМ-2018, также станут фактором роста событийного и делового туризма.