BusinessTravel №8, Август 2014 «В тренде - инсентив»← Вернуться к журналу

Урал и Сибирь: гонка за лидером


Деловой туризм за Уралом пока не может похвастать динамичным развитием: за исключением нескольких крупных городов в Уральском (УФО) и Сибирском (СФО) федеральных округах при наличии достаточно неплохой инфраструктуры MICE направление туризма в настоящее время остается, безусловно, перспективным, но еще мало раскрученным.
Развитие как туризма в целом, так и его делового сегмента называют здесь одной из стратегических задач диверсификации экономики. В УФО, в котором поток деловых гостей наиболее высок, к 2020 г., согласно стратегии развития округа, предполагается на несколько десятков процентов увеличить численность иностранных и «внутренних» туристов. А кроме того – существенно «вырастить» объем платных туруслуг (до 37 млрд рублей) и платных услуг объектов размещения (до 22,3 млрд рублей), а также увеличить численность занятых в туриндустрии работников (в 2,5–3 раза).  Причем деловой туризм (в первую очередь связанный с проведением конгрессно-выставочных мероприятий) называют одним из локомотивов, способных двинуть диверсификационный процесс в экономике округов и привести к наиболее ощутимому мультипликационному эффекту. Неслучайно заместитель председателя правительства Свердловской области Алексей Орлов, оценивая влияние одной из наиболее масштабных выставок, говорит, что «Иннопром» – это не только подписание соглашений, но и брендирование региона, развитие делового туризма.
Согласны с ним и представители бизнеса. «Деловой туризм – один из наиболее действенных инструментов развития регионов в целом, – считает генеральный директор компании «Олимпия-Райзен-Сибирь» (Новосибирск) Виктор Данн. – Механизм бизнес-туризма благотворно сказывается на продвижении территорий, на качестве их туристической инфраструктуры, на развитии предпринимательства – появление деловых гостей означает приток инвестиций, новых проектов и выход на международный рынок».
Густо и пусто

Сразу же можно подчеркнуть: как развитие экономики в целом, так и туризма (включая его инфраструктуру) в различных территориях УФО и СФО кардинально отличается. Как следствие, имеется и большая разница в состоянии делового туризма, поскольку он, как правило, идет в рост там, куда направляют инвестиции и есть перспективы в экономике.
С точки зрения экономики оба округа имеют хорошо сформировавшийся имидж. Урал – это промышленное сердце России, специализированное на таких отраслях, как химия, металлургия, тяжелое машиностроение и т.д. Сибирь, в свою очередь, – большая российская кладовая, в которой хранятся газ, нефть, уголь, металлы и прочие богатства.
С точки зрения инвестиций вроде бы всё в порядке, так как на долю УФО, к примеру в 2013 г., пришелся 21% общероссийского объема инвестиций в основной капитал: по этому показателю он уступил только Центральному федеральному округу.
Эти и другие цифры только подтверждают: состояние туризма в разных регионах Урала и Сибири настолько отличается, что сравнивать их в принципе трудно. Если вообще возможно… Ведь если Алтайский край по общему турпотоку занимает шестое место среди российских регионов (в 2013 г. регион посетили 1,35 млн организованных туристов), то Омскую область – 220 тыс., а в Новосибирскую – туристов приезжает в год менее 100 тыс. человек. При этом, когда одни территории делают ставку на свои природные преимущества и акцентируют внимание на активном, оздоровительном и иных типах туризма, то другие, в частности крупные города, стараются развивать весь потенциал возможностей, включая и MICE-направление.
С деловым акцентом
В развитии делового туризма на Урале и в Сибири есть безусловный лидер, который этим направлением занимается давно и системно. Речь идет о столице УФО Екатеринбурге, в котором впервые в России еще в 2007 г. по инициативе администрации города было организовано собственное конгресс-бюро и начала реализовываться стратегическая программа по развитию делового туризма.  
Большой интерес к этому направлению в Екатеринбурге объясним: по экспертным оценкам, в период до 2020 г. поездки с деловыми целями будут здесь основным направлением въездного и внутреннего туризма (приезжающие по делу составляют 85% гостей города). Неслучайно уже с 2008 г. в Екатеринбурге проводят ежегодную международную конференцию «Региональное развитие индустрии встреч: возможности, вызовы, стратегии, потенциал регионов» (с 2013-го она переименована в Convention Forum Ekaterinburg), а число членов местного конгресс-бюро возросло с 4 до 30.
С учетом этого в столице Урала быстро растет и инфраструктура для проведения конгрессных мероприятий. По данным на начало 2014 г., сейчас в Екатеринбурге для организации деловых встреч могут быть использовано более 130 площадок.
Эксперты отмечают, что недостатка в конгрессных площадках в Екатеринбурге нет, так как с 2007 по 2010 г. они были введены в эксплуатацию в гостиницах Hyatt Regency Ekaterinburg, «Аngelo Аэропорт-Отель Екатеринбург», Ramada Yekaterinburg, Novotel Yekaterinburg Center и в Центре культуры «Урал». Есть здесь и качественные выставочные площади: в июле 2011-го введена в строй первая очередь международного выставочного центра (ВЦ) «Екатеринбург-ЭКСПО», которая включает в себя четыре павильона, а также уличную территорию. В одном из павильонов располагается и временный конгресс-холл, включающий пять конференц-залов, зал пленарных заседаний, а также еще два зала и семь переговорных комнат. В планах развития ВЦ предусмотрен ввод в эксплуатацию и постоянно действующего конгресс-холла.
Всё в порядке здесь и с размещением: для этих целей в Екатеринбурге могут быть использованы 111 гостиниц и других объектов с общим номерным фондом в 9,2 тыс. мест. При этом сразу 36 отелей города предлагают площади для проведения конференций, а 10 из них позиционируют себя как конгресс-отели. При этом в городе работают пять международных гостиничных операторов (Hyatt, Аngelo, Novotel, Park Inn, Ramada).
Как считает заместитель главы администрации Екатеринбурга по организации значимых общероссийских и международных мероприятий Сергей Тушин, «сегодня город полностью соответствует всем международным требованиям индустрии встреч по количеству площадок, гостиниц и наличию бизнес-услуг. «Что особенно важно, Екатеринбург гарантирует качество сервиса, – отмечает он. – Последний момент был неоднократно отмечен организаторами различных мероприятий, которые проходят в городе с 2009 г.». По его мнению, развитию в городе бизнес-туризма способствуют высокая деловая активность и возможность привлечь местных участников и экспертов практически из всех отраслей экономики.
В свою очередь исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Конгресс-бюро Екатеринбурга» Елена Кислова уверена, что «сегодня в городе сформировалось сильное профессиональное сообщество в сфере индустрии встреч, в котором представлены абсолютно все виды аутсорсинговых услуг, необходимых для успешного и комфортного проведения мероприятий различных форматов и масштабов». Причем Екатеринбург выигрывает у многих других конкурентов тем, что всю необходимую информацию о потенциальных партнерах и их услугах можно получить в одном месте – в конгресс-бюро города.
Вдогонку за лидером
Есть ли на Урале и в Сибири регионы, уже сегодня способные тягаться по уровню развития делового туризма с Екатеринбургом? Такие найдутся вряд ли. Хотя и в них в этом направлении шаги тоже делают.  
Столица СФО, Новосибирск, к примеру, в настоящее время вполне способна принимать большее количество деловых гостей. Хотя характеристики и турпотока, и инфраструктуры здесь совсем другие: в планах местных властей лишь к 2016 г. значатся рост количества туристов до 100 тыс. человек, а объема платных туристских услуг – в 1,4 раза (до 1,7 млрд рублей). Правда, согласно предоставленной администрацией области информации, уже в 2013 г. объем реализации платных туристско-экскурсионных услуг здесь превысил 3,9 млрд рублей. Есть и достойные внимания бизнес-гостей объекты (всего в области, по сведениям властей, гостиниц насчитывается 183). В их числе новые отели Doubletree by Hilton Novosibirsk (7 конференц-залов вместимостью до 200 человек) и Novosibirsk Marriott Hotel (7 залов с максимумом до 450 человек), гостиница «Азимут отель Сибирь» (9 площадок с максимальной вместимостью до 250 человек), конференц-центр «Белый зал» на 350 мест, Gorskiy-citi (5 конференц-залов до 200 человек) и отель «55 широта» (100 мест).
Главное достижение города в направлении развития делового туризма последнего времени – появление выставочного комплекса «Новосибирск Экспоцентр», имеющего сразу семь конференц-залов с максимальной вместимостью до 460 человек. «Сейчас особенных проблем ни с размещением, ни с наличием площадок, ни с транспортным обслуживанием деловых гостей в городе нет, – считает генеральный директор компании «Олимпия-Райзен-Сибирь» Виктор Данн. – Поэтому с точки зрения организации мероприятий, даже довольно крупных, особых сложностей мы не испытываем – при существующем турпотоке инфраструктурных мощностей хватает». По словам управляющего гостиницей Double Tree by Hilton Яцека Вшендыбыла, 80% гостей отеля – россияне (в основном из Москвы и Петербурга), которые приезжают в Новосибирск в командировку. «Благодаря тому, что наш отель позволяет совместить деловую активность с возможностью комфортно отдохнуть, у бизнес-гостей города он пользуется большой популярностью, – отмечает он. – В их жизни часто не хватает релакса – а мы готовы его предоставить».
Вполне реальны перспективы развития делового туризма и в таких регионах, как Алтайский край или Тюменская область – оба имеют весьма развитую туристическую инфраструктуру. Первый, например, располагает системой из более чем 200 гостиниц и санаторно-курортных учреждений, способных круглый год принимать 16,5 тыс. гостей единовременно. А второй за последние три года увеличил внутренний региональный турпоток на 30%, располагая 135 гостиницами и 25 санаториями.
Можно констатировать, что практически во всех регионах УФО И СФО (за исключением некоторых) в настоящее время есть все возможности для приема гостей, приезжающих по делам. В Омске, к примеру, в гостиничном комплексе «Иртыш» действует конференц-центр на 150 мест и несколько залов поменьше (30 мест в каждом), бизнес-центр и комнаты для переговоров, а «Молодежная» предлагает услуги конференц-залов вместимостью до 400 человек. В Красноярске бизнес-туристов могут принять гостиницы «Октябрьская», «Красноярск» и «Яхонт» – все они располагают возможностями для обслуживания корпоративных мероприятий. В Перми для этого годится «АМАКС Премьер-отель» с несколькими залами. Да и в других регионах (Иркутск, Чита, Челябинск, Улан-Удэ и т.д.) всегда найдется, где провести не слишком крупную деловую встречу.
Про «узкие» места
Есть ли проблемы в развитии направления на Урале и в Сибири? Безусловно. Причем в каждом регионе они могут быть свои, особенные. Но есть и общие.
В Екатеринбурге, например, где с инфраструктурой все в порядке, жалуются на то, что организация крупных деловых мероприятий зачастую достается столичным специализированным компаниям. Вице-президент Уральской туристической гильдии Руслан Щеглов, к примеру, считает, что «организацию всех крупных мероприятий в Екатеринбурге и области забирают московские компании, которые устанавливают условия, невыгодные для местного бизнеса». Однако генеральный директор туристического холдинга «Визит Урал-Сибирь» Оксана Трофимова-Ниденталь считает, что услуги по организации крупных мероприятий в Екатеринбурге и области региональные MICE-компании пока не умеют продавать: проблема лежит в сфере маркетинга, позиционирования и продаж. «Нам не хватает умения сформировать интересные пакетные предложения для деловых гостей, гибко работать с клиентскими запросами, выгодно представить конгрессные-возможности  Екатеринбурга и нашей дестинации», – отмечает она. Тем не менее, по словам Ольги Поздняк, директора агентства бизнес-событий «Экспо-Линк», российские организаторы крупных событий начинают всё чаще рассматривать Екатеринбург как альтернативу Москве и Петербургу.
В Новосибирской области – другие проблемы. Разве можно оценивать как амбициозную задачу проведение в 2016 г. всего двух конгрессных мероприятий? А ведь именно такое их число указано в целях долгосрочной программы по развитию туризма на 2012–2016 гг. Правда, одновременно здесь продолжается реализация долгосрочной целевой программы (ДЦП) «Маркетинговое продвижение Новосибирской области на 2013–2015 годы», которая предусматривает создание, укрепление и продвижение конкурентоспособного бренда региона. По данным администрации, только в рамках этой ДЦП в области в 2014 г. уже состоялся целый ряд крупных деловых событий, в том числе SITT/ТурСиб – 2014, Международная выставка «Путешествия и туризм», а в форумах и мероприятиях участвовали более 35 тыс. деловых туристов.

Однако главной проблемой остаются не гостиницы и площадки. И даже не дороги в их широком российском понимании. По оценке большей части экспертов, основная загвоздка состоит в отсутствии скоординированного развития отрасли на уровне регионов и федеральных округов. И, конечно, желание больше уделять внимания MICE-туризму...
«Спрос на такие услуги надо стимулировать их предложением, а для этого потенциальный заказчик должен знать, какие и какого качества услуги может предоставить регион, – считает Виктор Данн. – Если нет такой, причем хорошо структурированной и правильно поданной информации, нет и продвижения. Нет и заказчика. Именно так и происходит тогда, когда нет политической воли, взаимодействия между министерствами и ведомствами, бизнесом и властью на уровне региона и округов. Когда каждый сам по себе, даже титанические усилия отдельных структур не приводят к тем результатам, которые могли бы быть при общем скоординированном стремлении к одной цели».