BusinessTravel №9, Октябрь 2014 «Первый юбилей»← Вернуться к журналу

Люди встречаются, люди общаются


Традиционно в сентябре игроки рынка делового туризма и MICE встречаются на выставке «ОТДЫХ MICE», которая до недавнего времени называлась MIBEXPO.
Не изменили традиции и в этом году – с 16 по 19 сентября в МВЦ «Крокус Экспо» прошел обновленный международный туристический форум «ОТДЫХ», в рамках которого прошла 10-я международная выставка и конференция по деловому туризму и корпоративным мероприятиям «ОТДЫХ MICE».

Юбилейные обновления

Рассказывая о причинах ребрендинга выставки «ОТДЫХ MICE» (см. журнал Business Travel № 7-8/2014), ее директор Любовь Мордвинцева отметила, что «вслед за изменением имиджа в положительную сторону меняется и количество, и состав участников, а также деловая программа: больше новых актуальных тем для обсуждения, именитых и экспертных докладчиков». Действительно, в этом году среди участников выставки было заметное количество иностранных компаний, таких, например, как компания ASCOM, специализирующаяся на деловых мероприятиях во Франции, DMC-компания Wedgewood, которая организует конференции и инсентив-программы по всему миру, об условиях корпоративных поездок  в Португалию можно было узнать у компании Farol Travel.
Помимо DMC среди участников выставки были и транспортные компании, и отели, и площадки для проведения мероприятий.

«В этом году мы представляем на выставке программу «Корпоративный посетитель».
Не секрет, что 22-30% затрат на командировки приходится именно на размещение в отелях. Мы знаем, как важно для трэвел-координатора избегать неоправданных расходов и при этом сохранять качество приобретаемых отельных услуг.
Будем рады поделиться с гостями и участниками форума корпоративными решениями и технологиями, которые уже помогли многим компаниям оптимизировать расходы на размещение в отелях и структурировать процессы организации деловых поездок», - говорит директор по развитию продаж HRS.com в России и СНГ Александра Наумова.

Рассказывая о рынке и предпочтениях отельных бронирований в принципе, он отметила, что в этом году в целом вырост интерес к Сочи и Крыму, поток зарубежных туристов в Россию снизился, а вот география спроса корпоративных клиентов практически не изменилось, однако тут прослеживается тенденция снижения издержек. «Те, кто в прошлом году жил в отелях уровня 4 звезды, в этом году чаще останавливаются в трехзвездных гостиницах, что связано, в том числе и с ростом курса евро, ведь трэвел-бюджет на размещение в отелях утверждался в рублях во многих компаниях. Также наблюдаем постепенный пересмотр трэвел-лимитов на размещение топ-менеджмента компаний: уже многие перешли на отели уровня 4 звезды  вместо еще недавно традиционных пятизвездных отелей, так что тенденция к сокращению расходов заметна на всех уровнях», - подчеркивает она.

 «В этой выставке участвуем уже не первый год, всегда были довольны результатами. Приятно, что здесь в основном деловые посетители, проходит много встреч и переговоров. Думаю, в будущем мы будем принимать участие, а корпоративным клиентами и группам мы всегда рады, нам есть что предложить», – говорит специалист службы маркетинга комплекса отдыха «Завидово» Ольга Соина.
«Если раньше мы приходили на выставку в качестве посетителей, то в этом году решили поучаствовать со стендом и посмотреть, какой вариант эффективнее, – рассказывает Роман Михайлин из компании i`way. Компания занимается транспортными перевозками и ориентирована в основном на корпоративных клиентов. «К счастью, на сегодняшний день мы пока  падения спроса не чувствуем».    
Генеральный директор компании MICE Global Сергей Армишев отметил, что доволен участием в выставке, несмотря на то, что для компании это первый опыт. «Среди посетителей много представителей агентств, есть и потенциальные клиенты, общаться и работать здесь интересно, – говорит он. – Что касается последних тенденций, то какого-то сильного снижения спроса на программы – а компания занимается организацией выездных тимбилдингов – не наблюдается. Компании составляют все бюджеты на год вперед, так что проблем обычно не бывает». По его словам, растет спрос на тимбилдинги внутри России.  

Закончили десятилетку

Международная конференция по деловому туризму и корпоративным мероприятиям OTDYKH MICE также прошла в этом году в десятый раз.
Открыл работу конференции заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Григорий Саришвили. Он отметил, что отрасль MICE очень перспективна для России, важно ее постоянно развивать, а у специалистов  отрасли есть большие возможности для работы и успешного ведения бизнеса.
Модератором конференции OTDYKH MICE, как и в прошлые годы, стал Юрий Сарапкин, независимый эксперт, действительный член международных организаций MPI, SITE, ACTE. Он выступил с приветственным словом и подвел итоги десятилетней истории конференции. Г-н Сарапкин отметил, что она была создана в ответ на запросы рынка и все годы работы старалась этим запросам отвечать. Во многом благодаря работе конференции и поддержке международных профильных ассоциаций о России заговорили как о MICE-дестинации. Каждый год на конференции обсуждаются актуальные проблемы отрасли, помогая тем самым ей расти и развиваться. Так, например, еще недавно многие сетовали на отсутствие в российских городах конвеншн-бюро. К счастью, теперь эта проблема решена и во многих российских городах, включая Москву и Санкт-Петербург, бюро успешно работают.
Собственно работе московского конгресс-бюро был посвящен доклад Анны Тарасюк, руководителя проектного офиса «Развитие отрасли» конгресс-бюро города Москвы. Она отметила, что одной из основных целей работы бюро было привлечение в Москву крупных научных, экономических и прочих деловых мероприятий.  Кроме того, бюро взаимодействует с участниками рынка, организует ознакомительные и пресс-туры в Москву, то есть всячески продвигает город на мировом рынке. За время работы бюро Москвы поднялась в рейтинге ICCA на четыре пункта и занимает сейчас 68-е место. Это неплохо, но пока еще есть к чему стремиться.
Кроме того, АНО «Конгрессно-выставочное бюро города Москвы» проводит аккредитацию компаний – игроков рынка. Компании могут аккредитоваться, как, например, PCO, DMC, TMC, эвент-агентство или выставочный оператор, как конгресс-отель – все варианты есть на сайте бюро. Нужно просто подать заявку, описав, что компания может и готова делать в этом качестве, а потом принять инспекционный визит на мероприятие, организованное компанией.
Конгрессное бюро города Москвы собирает и статистику по проходящим в столице мероприятиям. Так, по словам Анны Тарасюк, в 2013 г. в Москве прошло 565 конгрессов и 217 выставок.

Руководитель проекта «Большая игра», ЗАО «Русская телефонная компания» (розничная сеть МТС)»  Владимир Кшнякин рассказал о нематериальной мотивации персонала в условиях кризиса на примере проекта «Большая игра».
По его словам, целевая аудитория проекта «Большая игра» – это т.н. поколение У, то есть люди в возрасти от 25 до 30–35 лет, главным мотиватором для которых служат эмоции.  По словам эксперта, деньги – краткосрочный мотиватор, который, как ни странно, может воспитать нелояльность к компании.
Смысл проекта «Большая игра» в том, что лучшие работники розничной сети каждый квартал едут в некое приключенческое путешествие, причем о пункте назначения узнают чуть ли не в день выезда, а о том, какого рода приключения их ждут – и вовсе на месте.
Главное условия попадания в «Большую игру» – эффективные продажи.
Каждая поездка состоит из нескольких частей – активной, вызова, когда человеку в чем-то надо себя превозмочь, бизнес-тренинга и торжественной части.
Так, например, первая поездка была в Непал, где сначала участникам был предложен трекинг, а потом прыжок банджи с большой высоты. Это и был вызов. И эмоции, которые невозможно забыть. Одна из участниц, тогда – рядовой сотрудник, сказала, что сделает всё, чтобы стать менеджером и так наладить работу, чтобы поехать всем салоном. И сделала это довольно скоро.
Кстати, для того чтобы поехать в следующий раз, сотруднику надо показать результат продаж, минимум на 10% превышающий предыдущий.
Каждый раз – новая страна и, как правило, разные испытания: где-то нужно подняться на вулкан, где-то – проехать долгий путь на велосипеде, а потом пересечь в одиночку темную пещеру, где-то – залезть на скалу. Всё – абсолютно добровольно, даже если человек отказался, никаких санкций к нему не применяется. С дистанции можно сойти в любой момент.
Программа «Большая игра» реализуется уже два с половиной года и дает хорошие результаты. Так, участники программы работают в компании в среднем в два раза дольше, чем те, кто в ней не участвует, а за смену они продают на 12% больше товаров.
Генеральный директор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова дала ряд практических советов по дизайну и оснащению конференц-залов в отеле.  По ее словам, лучше иметь в отеле три типа конференц-залов вместимостью от 20 до 50 человек. Преконференц-зона должна занимать не менее 33% от общей площади конференц-пространства. Желательно и важно, чтобы у конференц-зала были мобильные стены, мобильная конфигурация внутреннего пространства, хорошая акустика и зонирование, независимое обслуживание. То есть если зал делится на три части, то и входов тоже должно быть три.
Елена Лысенкова привела результаты опроса клиентов о том, что им важно при заказе мероприятия в отеле.
1. Разнообразные полные пакеты конференц-предложений.
2. Наличие специального меню, включая диетическое.
3. Наличие стоимости на одного человека/участника.
4. Возможность контролировать температуру в каждом помещении.
5. Хороший IT-специалист, который всегда под рукой.
6. Службы F&B поддержки.
7. Аренда зала должна быть включена в пакет.
8. Эргономичные удобные кресла.
9. Акустические качества окон и стен.
10. Наличие как минимум одного проектора в зале.
Что касается требованиям к залам, то желательно обойтись без столбов и колонн, а самые предпочтительные варианты – это квадратная и прямоугольная форма помещений, в зале должна быть комфортная температура и индивидуальный климат-контроль,  световое зонирование и естественный свет, нужно предусмотреть элементы для крепления материалов и дополнительного оборудования. Современный конференц-зал немыслим без Wi-Fi, как правило, необходима аппаратура для видеоконференций, и, разумеется, розеток по периметру помещения должно быть достаточно. Склад мебели должен располагаться в непосредственной близости к залу и так, чтобы дополнительную мебель можно было вынести или убрать, не потревожив гостей. То же самое относится и ко всем служебным зонам.  Важно также предусмотреть специальные зоны – для курения, для фотосессий, гримерки, гардероб и т.д. Количество туалетных комнат также надо рассчитать с учетом мест в зале.
В программу конференции также был включен блок выступлений зарубежных экспертов. Так, исполнительный директор Global Industry Development Network Скотт Кэмпбэлл  рассказал о способах  достижения максимального результата при ведении Россией конгрессного бизнеса на международном рынке, а также дал слушателям полезные советы по подготовке и успешному участию в тендере.
В конце второго дня работы конференции генеральный директор компании MICE GLOBAL – бизнес-тренер Сергей Армишев совместно с центром Special Training провели среди делегатов интеллектуальный тимбилдинг-квест «Вокруг света за 60 минут».