BusinessTravel №9, Октябрь 2014 «Первый юбилей»← Вернуться к журналу

MICE на юге: все только начинается


Несмотря на ожидания, обусловленные значительным улучшением инфраструктуры во всех ее проявлениях, после проведения зимней Олимпиаде-2014 Сочи, равно как и другим туристическим дестинациям юга страны, пока не удалось стать центрами делового туризма в России. Но амбициозные задачи лишь откладываются, а не отменяются вовсе…

Бума не случилось, и только к августу 2014-го в Сочи насчитали около 2 млн туристов, с трудом заполнивших многочисленные местные отели. С тем фактом, что «не едут в июне и июле», согласился и руководитель города-курорта Анатолий Пахомов. Об этом же говорит и вице-президент по продажам, маркетингу и развитию бизнеса в России и странах СНГ компании Interstate Europe Hotels & Resorts Бастьен Блан. По его оценке, в июне этого года загрузка отелей под управлением Interstate в Краснодарском крае (а это Marriott Krasnaya Polyana, а также три отеля Gorki (Grand, Panorama и Plaza) составляла до 35%. Не оспаривает этот факт и Александра Сердюченко, генеральный директор сочинской «ТБК «Аэлита». «MICE-ресурс Сочи гораздо больше, чем он используется сегодня, – считает она. – Это аксиома, не требующая доказательств».

Вместе с тем заместитель директора туристской компании «Ривьера-Сочи» Надежда Сердюкова отмечает, что «после Олимпийских игр интерес к проведению деловых мероприятий и крупных событий в Сочи, безусловно, возрос: объем обслуживания на рынке делового туризма нашей компании вырос примерно в 2–2,5 раза по сравнению с 2012–2013 годами». По ее словам, на традиционный для Сочи Инвестиционный форум в этом году заявлено рекордное число участников, а сам форум проходит на новой площадке – в медиа-центре Олимпийского парка, где всё очень красиво и современно. А поскольку все отели расположены в непосредственной близости от места проведения мероприятия, впервые гостям не предлагают размещаться в мини-отелях. «Всем хватило мест в новых отелях 3–5* по очень приемлемым ценам», – отмечает эксперт.

Инфраструктуры вдоволь
К этой составляющей организации бизнес-мероприятий в Сочи и вправду вопросов быть не может: инфраструктура туризма на курорте (да и в целом в Краснодарском крае) в настоящее время вполне позволяет принимать куда большее число встреч по делу.

К Олимпиаде в Сочи построены 14 объектов, которые могут быть круглогодично использованы как в туристических целях, так и для проведения самых крупных корпоративных мероприятий и конференций. Возведено и реконструировано 46 гостиниц на 27 тыс. номеров. А пропускная способность международного аэропорта увеличена в 2,4 раза. Всё это позволяло надеяться, что общий турпоток в город возрастет на 10–15%, объем продаж на туристическом рынке – на 13–15% (до уровня в 13,5–16,5 млрд руб.), а в целом ВРП Краснодарского края – на 40–50 млрд руб. (на 4–5%). При этом одним из самых перспективных направлений, способных отчасти заполнить курорт гостями и пополнить бюджет региона, считается деловой туризм: по оценке краевого Министерства туризма и курортов, в целом по региону он занимает 11% туристического рынка, а в Сочи – до 35%. 

Как вполне качественную оценивает инфрастрктуру туризма в современном Сочи и Бастьен Блан. «На мой взгляд, это самое хорошее MICE-направление в стране и одно из лучших в Европе, – говорит он. – Во-первых, сейчас здесь полно прекрасных отелей. Во-вторых, Сочи – место, где можно за один день побывать и в горах, и на море, да еще и конференцию успеть провести». По его мнению, наличие огромных возможностей инфраструктуры и дополнительных услуг самого разного характера позволяет развивать здесь деловой туризм вполне успешно.

«Благодаря новой инфраструктуре (отели, площадки для проведения событий, спортивные объекты и т.д.) теперь заказчикам есть что предложить: у нас есть варианты проведения мероприятий практически в любом ценовом сегменте, от экономичного до класса люкс, – комментирует ситуацию заместитель директора туристской компании «Ривьера-Сочи» Надежда Сердюкова. – Отели от 3 до 5*, построенные к Играм-2014 в Прибрежном и Горном кластерах, а также в центре Сочи, обладают всей необходимой инфраструктурой для деловых мероприятий, имеют выделенные конференц-зоны с площадками для кофе-брейков, банкетов и т.д.».

По ее оценке, большое преимущество Сочи – в том, что вся инфраструктура города нова, построена и оснащена по современным технологиям. «Таким количеством новых конференц-залов и номерным фондом в одном городе вряд ли может похвастать сегодня еще какой-то курорт», – уверена она.

Причем с окончанием Олимпиады развитие курорта не остановилось. Например, 1 сентября 2014-го заработал отель Hyatt Regency Sochi, расположенный в центре курортной столицы недалеко от Приморской набережной, Зимнего театра и морского порта. Третий по счету Hyatt в России обладает не только отличным набором из 198 номеров площадью от 42 до 200 кв. м, но и обширной конференц-зоной: здесь имеются бальный зал и пять переговорных комнат (1,5 тыс. кв. м), в которых есть возможность проводить мероприятия для групп численностью от 16 до 400 человек. Бизнес-центр гостиницы работает круглосуточно. «Фишка» этого отеля – бальный зал с колоннами в тосканском стиле и изготовленными специально для него итальянскими люстрами, где можно проводить вечерние мероприятия самого высокого уровня.

По мнению Надежды Сердюковой, высокая конкуренция и большое количество мест в новых отелях обуславливают и очень гибкую ценовую политику отельеров для организаторов деловых мероприятий и событий: цены на размещение начинаются от 600 руб. (с завтраком, в отеле 3*).

Нет в Краснодарском крае недостатка и в вариантах времяпровождения. Например, «Роза Хутор» зимой предлагает первоклассные горные трассы общей протяженностью около 100 км и ледовый каток, а летом – интересные экскурсионные маршруты, трекинг, скалолазание, рафтинг и прогулки на лошадях. А ведь еще есть возможность оздоровиться, посетить океанариум, дельфинарий и даже дендрарий с более чем 2 тыс. редких растений. Не говоря уже про возможности бурной ночной жизни. «Сейчас клиентам в Сочи предлагается качественный продукт, удобная логистика, разнообразная экскурсионная и развлекательная программа, – констатирует Надежда Сердюкова. – Открылись уникальные объекты для посещений (экстрим-парк SkyPark, веревочные парки, страйкбол и т.д.). Сегодня мы можем предложить корпорантам отличные программы инсентив-туров и увлекательные экскурсии с посещением уникальных объектов мирового класса».

«Узкие места»
Основная проблема тут – отсутствие доступной авиаперевозки. Да, мощностей современного аэропорта в Сочи (а ведь в крае есть еще и другие) хватает. Но… «Какие бы рекламные кампании ни проводили отели, какие бы привлекательные цены ни предлагали, если не будет дешевых перелетов, никто не поедет», – считает Бастьен Блан. В связи с этим, по оценке эксперта, начинать стоит с конференций местного масштаба, поскольку вопросы с визами и дешевыми авиабилетами пока не решены и доступ иностранцам в Краснодарский край затруднен. Генеральный директор сочинской ТБК «Аэлита» Александра Сердюченко, в свою очередь, называет перевозку «узким горлышком» Сочи. «Задача актуальная и даже перезревшая: если гостиница в крайнем случае может себе позволить закрыться на период низкого спроса (и такие примеры есть), то аэропорт надо «грузить» всесезонно, – отмечает она. – Эту задачу нужно решать с помощью и  политических, и экономических рычагов. И она будет одной из первостепенных для решения на туристическом форуме».

Особенно это важно в связи с тем, что сейчас главный ориентир в Сочи – внутренний деловой туризм. А он, по оценке как профильных DMC-компаний, так и по мнению главы курорта Анатолия Пахомова, не будет прогрессировать, если цены на авиабилеты останутся такими, каковы они в настоящее время. «При существующей на рынке делового туризма конкуренции Сочи, Краснодарский край и другие регионы юга России проигрывают соперникам в первую очередь по транспортной доступности, – уверены эксперты. – Особенно это заметно в том случае, если речь идет о мероприятиях с участием большого числа гостей». Поэтому поддержка со стороны властей для авиаперевозчиков, которая могла бы привести к удешевлению билетов и увеличению числа рейсов, просто необходима.

Другая важная проблема – отсутствие единого конвенционного бюро. Причем речь должна идти как о собственных конгрессных бюро в Сочи, Ростове-на-Дону или Краснодаре, так и об аналогичных структурах регионального или даже окружного уровня. Например, отельеры Carlson Rezidor Hotel Group (а под брендом группы в Сочи и на Красной Поляне функционируют шесть средств размещения на 1,847 тыс. номеров, включая и одну из лучших конгрессных площадок Radisson Blu Resort & Congress Center) признаются, что «промоушн MICE-возможностям региона и дополнительная координация его деловой активности не помешают». По их оценке, Олимпиада разрекламировала Сочи и многие компании выражают желание проводить встречи и конференции именно здесь, но в связи с этим гостиницы оказались перегружены запросами на проведение мероприятий. «Функцию информирования и продвижения вполне могла бы взять на себя специализированная, в том числе и на деловом туризме, структура», – считают отельеры.

Еще одна проблема – своевременность продвижения дестинаций. В этом году Сочи с этим опоздал – и результат не заставил себя ждать. Отельеры, в частности, уверены, что именно власти (при посильном участии бизнеса, конечно) должны озаботиться вопросами продвижения и привлечения в регионы юга России заказчиков деловых мероприятий. «Необходимо привлекать нефтяные, газовые и промышленные компании для того, чтобы они проводили свои мероприятия на юге России, – уверены отельеры. – Ведь Большой Сочи вполне готов к тому, чтобы с комфортом разместить даже десятки тысяч делегатов».

Об этом говорит и, например, Бастьен Блан: «Отельеры не могут делать всё сами – нужно активное сотрудничество со всеми, кто заинтересован в развитии Сочи как деловой дестианции». Причем, по мнению Александры Сердюченко, «чтобы следующий летний сезон был успешным, надо начинать работу по продвижению в августе-сентябре предшествующего года». «По объективным причинам в 2013-м этого сделано не было, и летний сезон сложился так, как сложился: зимняя Олимпиада состоялась, а победителей не судят… – полагает она. – Однако не стоит забывать, что пока 80% туристов Сочи принимает в летний сезон».

Верим в перспективу
Участники рынка убеждены, что Сочи, в частности, обладает огромным MICE-потенциалом. Причем, по их мнению, большой интерес к этой туристической дестинации проявляют не только внутренние туристы, но и внешние.

«Среди тех, кто уже сейчас активно интересуется возможностями как отдыха, так и проведения в Сочи мероприятий, можно отметить турков и китайцев, – говорит Александра Сердюченко. – Однако для иностранцев, конечно, должны быть решены задачи визовой поддержки и транспортной доступности: даже введение 72-часового безвизового режима может существенно увеличить приток деловых гостей».

«Конечно, с учетом политических событий мы рассчитываем в основном на внутренний рынок и на рынок стран СНГ и Азии, которые активно интересуются Сочи и его новыми возможностями, – говорит заместитель директора туристской компании «Ривьера-Сочи» Надежда Сердюкова. – Очень радует, что мы получаем только положительные и даже восторженные отзывы от клиентов, которые провели мероприятия в Сочи после Олимпиады. Все довольны качеством сервиса, поражены масштабом изменений, красотой города. Так что надеемся на расширение клиентской базы Сочи в ближайшее время».      

Но главный вывод – за прошедшее после Олимпиады короткое время Сочи только начал  осознавать свое место  на рынке – для этого необходимы  знания и время. «Этот сезон – показательный тому пример, – считает Александра Сердюченко. – Необходимо  грамотно и  заблаговременно готовиться к следующему,  консолидировав усилия и средства».