BusinessTravel №12, Декабрь 2014 «Илья Эрмант: Кризис успеху не помеха»← Вернуться к журналу

Дальний Восток: MICE для своих и ближних


В связи с отдаленностью Дальневосточного федерального округа (ДФО) от европейской части РФ и его близким соседством с рядом зарубежных государств деловой туризм на Дальнем Востоке в первую очередь ориентирован на гостей из соседних регионов и стран, а наиболее развит на приморских территориях.   

 ДФО – один из ярких образцов округа, в котором развитие туризма в целом и делового в частности в разных его регионах отличается кардинально. Если в Приморье, по данным Пограничного управления ФСБ России, за 9 месяцев 2014 г. въездной турпоток составил около 336,7 тыс. человек, то в Якутии за весь 2013-й побывали 152 тыс., а в Чукотском АО – 25 тыс. туристов. Причем в Приморье въездной турпоток в течение первых трех кварталов 2014-го, вопреки общероссийским тенденциям, рос (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он увеличился на 8,9%), а вот на Чукотке только к 2018 г. запланировали достигнуть показателя въезда в 26 тыс. человек…

 

Желание есть

 

Общая направленность российских политики и экономики подталкивает регионы Дальнего Востока к развитию не только туризма в целом, но и его делового сегмента.

В частности, в рамках подпрограммы «Развитие туризма на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе» на период с 2014 по 2025 гг. предполагается вложить в нее  175 884 151,4 тыс. рублей, из которых на федеральный бюджет приходится 29 254 980,8 тыс. (остальное – бюджеты регионов и частные инвестиции). В некоторых субъектах ДФО (например, в Хабаровском и Приморском краях) осознанно делают акцент и на деловом туризме. В разработанной в Приморье госпрограмме развития туризма на 2013–2017 гг. прямо указано, что «активизация конгрессно-выставочной деятельности и MICE-туризма» является для края приоритетной.

Одно из наиболее ярких подтверждений курса на MICE – проведение в мае этого года в Приморском крае XVIII Тихоокеанской международной туристской выставки (PITE). Ее ключевая цель – привлечение турпотоков из АТР в регионы ДФО. Включая, конечно, и бизнес-туристов: 17 мая в рамках PITE прошел Азиатский конгресс еvent- и MICE-индустрии. И выставка, и конгресс оказались представительными, поскольку экспозиции показали практически все крупные участники рынка АТР (от Республики Корея до Марианских островов), а в работе конференций и «круглых столов» участвовали около 250 туристических компаний.

Общую картину развития выставочно-конгрессной деятельности в ДФО «нарисовал» Сергей Алексеев, президент Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ). «В 2013 г. членами РСВЯ проведено 965 выставок в 43 городах, количество их посетителей составило 6,8 млн человек, а число стран-участниц достигло 123-х, – констатировал он. – При этом в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах состоялись лишь 154 выставки, а их мероприятия посетили свыше 913 тыс. человек. Рост в 10–11% наблюдается и здесь, однако выставочно-конгрессная деятельность по-прежнему сконцентрирована в Москве и Петербурге». Эксперт подчеркнул, используя экономико-географическое положение ДФО и наличие привлекательных туристических активов, необходимо уйти от недооценки потенциала округа и развивать направления, обозначенные в качестве приоритетных. «В том числе и деловой туризм в рамках международного сотрудничества со странами АТР», – констатировал Сергей Алексеев.

Есть ли на Дальнем Востоке желание развивать MICE? Безусловно. К примеру, директор Инвестиционного агентства Приморского края Андрей Аксенов подчеркнул, что «в последние годы в Приморье проведена огромная работа по формированию благоприятного инвестиционного климата, который во многом способствует привлечению в регион деловых туристов». По его данным, в краевом инвестиционном портфеле насчитывается более 160 объектов (33 из них относятся к сфере туризма), а объем предполагаемых инвестиций составляет свыше 106 млрд рублей. «Проведение таких форумов будет способствовать дальнейшему развитию края и позволит повысить не только туристическую привлекательность региона, но и укрепит его инвестиционный потенциал», – резюмировал Андрей Аксенов, выступая на Азиатском конгрессе еvent- и MICE-индустрии. Его коллега по правительству края, директор Департамента международного сотрудничества и развития туризма Алексей Старичков без обиняков заявил, что «деловой туризм – перспективное направление, которое мы будем развивать». «Для этого в регионе есть все условия, имеется и опыт проведения мероприятий», – отметил он.

С тем, что у ДФО на этом направлении есть большой потенциал, согласился и президент НП «Конгресс-Визит-Бюро» Сочи Сергей Шуклин. «Акцент, который сделан во Владивостоке, только подчеркивает важность деловой составляющей современной туриндустрии, – отметил он. – Направление существенно влияет на процессы брендинга территорий, а Дальний Восток нуждается в этом даже больше, чем другие».  

«Индустрия делового туризма становится одним из самых перспективных секторов экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе и Дальнего Востока России, – в свою очередь констатирует сенатор от Приморского края Татьяна Заболотная. – Отрасль для нас достаточно молодая, однако развивать ее крайне важно: для этого есть инфраструктурные, институциональные и организационные условия».

 

Инфраструктура: густо и пусто

 

«Перспективным направлением развития туристской отрасли Приморского края будет развитие делового туризма, а основным его центром станет Владивостокская агломерация», – говорится в профильной программе развития ДФО.

Действительно, этот регион вправе считаться «локомотивом» развития MICE-туризма в округе. Причин тому много, но главные – близость к донорским туристическим рынкам и наличие развитой инфраструктурной базы. Жемчужиной последней, не имеющей аналогов на российском Дальнем Востоке, является кампус Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).

Построенный к саммиту АТЭС 2012 г. университетский кампус, в который входит и конгрессно-выставочный центр, – современный объект высокого уровня, способный принимать любые деловые мероприятия с числом участников от 50 до 5 тыс. человек. При этом в одном месте им могут быть предоставлены все необходимые услуги – от размещения до полиграфии и информационной поддержки. Возможности кампуса ДВФУ впечатляют: в его конгрессно-выставочном центре имеются два больших концертных зала («Синий» и «Красный») на 980 и 700 мест соответственно, а в самом кампусе есть еще целая вереница залов («Морской», «Средний», «Сопка», размещение до 700 человек) и другие площадки, годные для проведения деловых мероприятий. В составе кампуса имеется и гостиница более чем на 200 номеров (включая шесть президентских), и вся полагающая обслуживающая структура. Весьма достойно выглядит, например, возможность синхронного перевода для 1,2 тыс. делегатов на… 32 языках. Не случайно именно эта площадка на протяжении последних лет систематически выбирается для проведения наиболее ответственных деловых мероприятий всего ДФО.     

Кроме кампуса ДВФУ, во Владивостоке есть и другие деловые площадки. Один из заметных игроков местного рынка MICE компания «IBC Corporate Travel – Владивосток», к примеру, предлагает услуги по организации бизнес-мероприятий на более чем 15 площадках города с общим числом залов свыше 40 и вместимостью до 300 человек. Среди них как отели («Версаль», «Жемчужина», «Гавань»), так и пресс-центр Fresh Plaza или конференц-залы в бизнес-центрах. Кроме того, некоторые гостиницы города активно продвигают услуги организации и проведения деловых мероприятий самостоятельно. Например, «Азимут отель Владивосток Амурский залив», располагая более чем 200 номерами и тремя конференц-залами вместимостью до 120 человек, тоже способен обеспечить полный набор услуг на современном уровне.

Тяготеющий к привлечению деловых гостей Хабаровск также располагает вполне подходящими для развития MICE-направления возможностями. Здесь имеется немало достойных площадок, среди которых и такая, как отель «Европа». Открытый в 2012 г., он невелик (49 номеров), однако располагает и оздоровительным комплексом, и конференц-залом на 60 мест. В целом в городе на Амуре только площадок в местных гостиницах насчитывается около двух десятков, и поэтому проведение бизнес-мероприятий с числом участников до 100 человек проблем не вызывает.

К сожалению, если в Хабаровске и Владивостоке у организаторов деловых событий есть хороший выбор площадок (одних отелей с конференц-залами в них по несколько десятков), то в других регионах ДФО его практически нет. В Чукотском АО или Магаданской области объекты, способные принять деловые мероприятия международного уровня, единичны. Дело в том, что почти везде не менее половины имеющихся коллективных средств размещения введено в строй 40–50 лет назад, а вот современных объектов, располагающих всем необходимым для проведения бизнес-событий, мало. Если таковые вообще есть…

Вместе с тем даже в таких небольших по местным меркам регионах, как Сахалинская область, достойные площадки для организации деловых мероприятий имеются. В частности, первый на Дальнем Востоке отель уровня 4* («Санта Ризот Отель») появился в Южно-Сахалинске и готов, кроме отличных номеров, предложить бизнес-гостям полный спектр деловых услуг, включая спа и конференц-зал на 150 мест. Да и другие местные гостиницы («Пасифик Плаза Сахалин», «Мира Отель», «Мега Палас Отель», «Империя» и т.д.), будучи построены не так давно по современным технологиям и с учетом современных же требований, тоже готовы к обслуживанию деловых путешественников.

Поэтому можно говорить о том, что нехватка качественных площадок ощущается только в некоторых регионах ДФО. К тому же это не единственный недостаток инфраструктуры делового туризма в округе.

 Не хватает комплекса

 На одной из недавних профильных конференций по MICE в Петербурге специалисты отмечали: чтобы быть успешным на этом рынке (особенно в нынешней ситуации), мало предлагать потенциальным клиентам стандартный набор услуг. Нужна «фишка». Акцент. Эксклюзив. Причем в комплексе.

Казалось бы, что на Дальнем Востоке, где можно культивировать практически любые виды туризма и сопутствующие ему услуги, проблем с этим не должно быть. Но и местные эксперты, и чиновники сразу называют препятствия в виде неразвитости транспортной и туристической инфраструктуры. Да, во Владивостоке или Хабаровске с ними всё в порядке, но «фишка» может находиться и далеко за их пределами. А добраться туда – проблема. Как отмечено в Программе развития туризма Приморья, одним из слабых мест местного туризма является «низкий уровень вовлечения рекреационного и историко-культурного потенциала края в туристскую деятельность»: по экспертным оценкам, он не превышает 10% от существующих возможностей. А еще к слабым сторонам здесь относят высокую стоимость гостиничных и транспортных услуг: например, стоимость суток проживания в номере бизнес-отеля уровня 3-4* Владивостока или Хабаровска легко переваливает за 100 евро. Подчас отмечается и несоответствие уровня цен качеству предоставляемых услуг, объясняемое нехваткой квалифицированного персонала. А поскольку сетевых отелей международных цепочек в регионе фактически нет, равняться не на кого. 

Что касается отдаленности Дальнего Востока от европейской части России (до Владивостока от Москвы, к примеру, девять часов полета), этот факт делает маловероятным массовую «поставку» деловых туристов с запада на восток – слишком долго и дорого. Учитывая соразмерность затрат (а подчас и выигрыш в тратах), порой предпочтительнее организовать деловой тур в Китай, Вьетнам или Таиланд. В этой связи для российского Дальнего Востока самый вероятный потенциальный деловой турист – либо региональный (в т.ч. из соседнего субъекта РФ), либо клиент из ближних стран АТР. В Приморье, к примеру, за первые полгода 2014-го побывало больше 130 тыс. китайцев, а в Якутии 67,5% постояльцев местных гостиниц – командировочные из других регионов России и зарубежья.

Курс проложен

При всех нынешних недостатках Дальний Восток можно считать одним из наиболее перспективных округов в деле развития делового туризма. Причиной такого вывода является курс на всемерное экономическое развитие входящих в него территорий. А если на Дальний Восток потекут инвестиции, вслед за ними пойдут и бизнес-туристы.

Как известно, ДФО станет первым в стране регионом, где создадут территории опережающего развития (ТОР): как заявил глава Минвостокразвития Александр Галушка,  законопроект о них проходит согласования в Минэкономразвития и Минфине. Речь идет о 14 территориях, которые отобраны исходя из интересов потенциальных инвесторов: по оценке министра, компании из АТР уже проявили интерес к ТОР. Это не случайно, поскольку резиденты таких зон получат целый ряд существенных льгот. Если к этому добавить масштабные планы таких компаний, как «Газпром», «Роснефть» и «РЖД», то в ДФО следует ожидать развития бизнеса. И, соответственно, делового туризма.