BusinessTravel №3, Март 2011 «Выставочная механика»← Вернуться к журналу

Залог успеха в работе по правилам


Банальность о скоротечности времени подтверждают десяти-, а то и двадцатилетние юбилей компаний, занимающихся MICE-туризмом. Казалось, что еще совсем недавно эта отрасль только-только зарождалась, а теперь у нее в России уже есть старожилы.
Компания "Демлинк тревел" известна на рынке с 1992 г. и с тех пор темпы развития не снижает. О том, как им это удается, ВТ побеседовал с одним из соучредителей компании и ее финансовым директором Виктором Куприным.

- Как возникла идея создания компании по деловому туризму, это ведь достаточно специфическая отрасль, а на момент создания компании - и вовсе терра инкогнито?
- Жизнь подсказала (улыбается). Несмотря на то, что официально год нашего основания 1992-й, начали мы несколько раньше. Просто в какой-то момент, году в 1988-1989 оказалось, что есть масса бизнесменов, нуждающихся в услугах принимающей стороны в России. Им не нужны были экскурсии или еще что-то из стандартного туристического набора. Интересовала именно деловая составляющая. Этим мы и занялись. Тогда мы работали с отелями "Белград" и "Интурист". Понятно, что за бронированием номеров потянулись визы, билеты на транспорт и все тому подобное.

- Кто ваши клиенты? Изменилась ли как-то целевая аудитория по сравнению с моментом основания компании?
- Тогда, двадцать лет назад, это были в основном директора и владельцы бизнеса. В России только-только начал приоткрываться "железный занавес", и они приезжали в буквальном смысле слова "на разведку" - узнать, каковы перспективы открытия филиалов их бизнеса здесь. Сейчас же все чаще мы работаем со средним звеном - руководители представительств, менеджеры  и т.д.
Еще один блок наших клиентов - иностранные летчики. Они прилетали к нам учиться на базу во Внуково, и им тоже требовалось некое трэвел-сопровождение. Мы даже поездку в Казахстан им организовывали с полной транспортной логистикой, переводчиками и разработкой туристических маршрутов. Впрочем, это было еще во времена существования Советского Союза.
Когда мы начинали, нас было всего четверо, а сейчас штат компании - больше 200 человек.

- Известно, что выстраивание грамотных финансовых схем - основа успеха любого бизнеса. Есть ли у вас какие-то ноу-хау в этой области?
- Мы - стопроцентно рыночная компания. У нас нет административного ресурса, мы не выигрываем тендеры по знакомству и не имеем нигде никакого блата. Наша работа строится на одной простой формуле "доходы минус расходы равно прибыль". И только так. Я как финансовый директор всегда был против кредитных схем развития, и практика показала, что это правильная позиция. Один из наших директоров недавно окончил курс МВА. Когда он учился, кредитная схема ведения бизнеса была в фаворе, и он один из всего курса не поднял руку, когда преподаватель спрашивал, использует ли кто-то в бизнесе эти схемы. Тогда это казалось странным и нелогичным, но жизнь показала, что лучше жить на собственные средства.
Не секрет, что некоторые компании используют так называемые "законные способы оптимизации налогов". Опять-таки скажу по собственному опыту, ни к чему хорошему такая политика не приводит. Государство постепенно закрывает такие лазейки, и все равно потом придется  все выплачивать. Гораздо проще и надежнее сразу работать по правилам.

- Чем вы руководствуетесь, предлагая новое направление клиентам: ценой, новизной, удачными возможностями региона для того или иного вида тура или еще чем-то?
- Мы никогда ничего клиенту не навязываем, так что основное и главное - его желание. Мы можем предложить еще какие-то направления на выбор, подсказать, как лучше оптимизировать логистику, как удешевить перелет, но и только. Забавно, нам иногда звонят клиенты выяснить, сколько стоит, скажем, билет до Лондона. Мы называем определенную сумму. Ой, говорит клиент, а вот на сайте таком-то я видел этот билет на несколько тысяч дешевле. В девяти случаях из десяти клиент возвращается к нам, потому что на стадии оформления этого "дешевого билета" оказывается, что со всеми сборами он стоит дороже, чем было заявлено, и больше, чем у нас.

- Пользуются ли популярностью российские туристические направления? Или туристические направления стран СНГ? Можно ли в данном случае сказать, что по соотношению цена-качество они выгоднее, чем, скажем, зарубежные направления?
- Знаете, спрос в нашем бизнесе рождается из любознательности людей. Вот недавно мы выезжали на Соловки - удивительно красивое место. Неизменный интерес вызывает Золотое кольцо или сплавы по рекам. Но конкурировать с зарубежными направлениями они пока не могут.

- Как вы думаете, почему?
- Проблема известна - неразвитость туристской инфраструктуры. К сожалению, никакие красоты природы не смогут искупить некомфортные отели и некачественный сервис. Не говоря уже о том, что в регионах многие туристические фирмы - ПБЮЛы, бухгалтеры там приходящие, НДС у них нет, и правильно оформить документы очень трудно.

- Существует ли у вас в компании система скидок? И если да, то по какому принципу она работает?
- У нас есть карта постоянного клиента, которая дает скидку от 3 до 5% на стандартный тур, 3% - при покупке на четырех человек, 5% - на тур от пяти человек.

- Как и куда планирует компания "Демлинк трэвел" развиваться дальше?
- Развиваться можно до бесконечности (смеется). В ближайшем будущем мы планируем усовершенствовать на нашем сайте "личный кабинет" и развить функцию интернет-бронирования. Как правило, бронировать онлайн удобнее и быстрее, чем по телефону.
Если говорить о финансовом менеджменте, в скором времени мы начнем работать на восьмой версии программы 1С. В отличие от версии 7.7. она позволяет заниматься не только бухгалтерией, но и аналитикой.

- А как вы любите отдыхать?
- Я предпочитаю активный отдых. Летом - пляж и виндсерфинг, зимой - горы и сноуборд. Если говорить о странах, то летом это, как правило, Турция, а зимой - Альпы. 

- Что бы вы хотели пожелать компании "Демлинк тревел" и себе на будущее?
- Дальнейшего развития, благо - есть куда. Очень хотелось бы в будущем выйти на международный уровень.

Беседовала Александра ЗАГЕР