BusinessTravel №4, Апрель 2015 «Людмила Кириллова: Путешествие начинается с общения»← Вернуться к журналу

Игры, в которые играют люди


Времена, когда организация мероприятия подразумевала заказ места, оборудования, кофе-брейка и приглашение спикеров, давно прошли. Креатив сейчас является одним из мерил успеха мероприятия и способом выделить его из тысяч других. В последние несколько лет в моду вошла геймификация, то есть дополнение мероприятий игровыми элементами. О том, как лучше это сделать, чтобы добиться максимального эффекта, ВТ побеседовал с ведущими экспертами отрасли.

Стоит ли игра свеч?

Эффективность конкретно от геймификации посчитать и оценить довольно сложно, поскольку это всё же только один из элементов, работающих на успех мероприятия. «Трактовка понятия «эффективность мероприятия» обретает смысл лишь в связке с бизнес-задачами. Чего мы хотим добиться: обучить сотрудников или партнеров, повысить лояльность аудитории, проверить рабочие навыки, обрести новые контакты? На каждую из этих задач существуют свои приемы геймификации, лишь бы сами задачи были четко определены и достижимы. Во-вторых, если задачи определены, но неизмеримы, то как мы узнаем, приблизились мы к их решению или не очень? Участники могут покидать мероприятие с радостными лицами, расставаясь закадычными друзьями, но если мы собирались развить их навыки продаж, а на выходе не смогли проверить, насколько лучше они научились взаимодействовать с клиентами, боюсь, мероприятие было не очень эффективным», – говорит генеральный директор компании EventPlatform Олег Крючков.
И добавляет, что с этими двумя оговорками – решительное «да». Правильно подобранные методики геймификации не только вовлекают участников в круговорот событий, но и сами по себе служат поводом ввести различные «игровые метрики» – количественные результаты тестов, игровую валюту воображаемой страны или раунды голосования, когда все участники могут быстро дать обратную связь о действиях коллег.

По словам директора департамента Mice&Event UTS Ольги Гулибиной, геймификация действительно стала трендом 2010 гг. и достаточно активно применяется в области организации мероприятий. «Безусловно, она востребована не во всех мероприятиях, а лишь в тех, где есть острая необходимость сделать бизнес-наполнение программы «более легким», так сказать, в игровой форме, чтобы получить определенный эффект. Этот эффект измеряется рядом показателей, среди которых основными являются  большая эмоциональная вовлеченность участников в процесс за счет игрового формата (создание легенды/истории в рамках бизнес-задачи) и использование современных технологий; постоянная и измеримая обратная связь с участниками. В итоге мероприятие получается более динамичным, интересным и разнообразным, создает эмоции и впечатления, которые непосредственно влияют на результат», – рассказывает она.

Генеральный директор ООО «Волга-тур» Юлия Скороходова отмечает, что  игровые технологии используются в ивент-индустрии в самых разнообразных формах: конференция как модный показ, спортивные состязания и игры, кулинарные мастер-классы, интеллектуальные или танцевальные баттлы, деловые игры, постановочные костюмированные видеосъемки, ток-шоу и т.д. По словам эксперта, сегодняшний однозначный хит сезона – городские игры и квесты. Наиболее удачен этот формат в городах Золотого кольца, где во время квестов участники не только решают бизнес-задачи или отдыхают, но и узнают историю городов, знакомятся с ними как бы «изнутри», с помощью загадок  погружаясь в мифы и легенды.

Директор MICE & Congress компании UNIFEST Дмитрий Марьин считает, что геймификация значительно влияет на эффективность мероприятия. При этом как любой эффективный инструмент геймификация предполагает определенный уровень навыков c одной стороны и четкий анализ поставленных задач – с другой.

«С моей точки зрения, было бы ошибочно воспринимать инструмент геймификации как игру или развлечение. Тем не менее именно этим дело и может закончиться, если заместить содержание мероприятия геймифицированным процессом», – полагает эксперт. Он также отметил, что если говорить о геймификации как о части процесса познания, то она является неоспоримым толчком для реализации известной китайской мудрости: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил, я сделал и понял». «Хотите максимально вовлечь аудиторию в процесс и донести основную идею мероприятия – подключайте кинестетику, дайте аудитории что-нибудь сотворить своими собственными руками», – подчеркнул эксперт.

Директор департамента бизнес-ивент MaxiMICE | 27NAMES, главный продюсер студии идей «Крапива» Ирина Самотаева называет основным плюсом в применении игровых механик возможность управлять потоками и поведением посетителей или участников мероприятия. Например, организовав на своем стенде игру-квест (эстетическая геймификация), можно привлечь  к нему максимальное количество посетителей, а включив в программу конференции мотивационные игровые элементы, повысить вовлеченность сотрудников в происходящее (соревновательная геймификация). «Сегодня можно смело сказать, что любое использование геймификации дает увеличение эффективности мероприятия, обусловленное удерживанием интереса, которое ведет к увеличению знания о продукте/компании и, соответственно, увеличивает лояльность к бренду/компании», – отметила она.

Генеральный директор IBC Corporate Travel Анатолий Курюмов говорит о том, что элементы состязания особенно эффективны, если клиент конкретно формулирует цели, которых хотел бы добиться проведением мероприятия. Например, у компании может возникнуть необходимость в сплочении какой-то рабочей группы, отдела или филиала. В этом случае соревновательные моменты следует организовывать не внутри таких групп, а между ними. «Эффективность геймификации зависит в том числе и от выбранного сценария. Сотрудник может быть прекрасным специалистом своего дела, но очень плохим танцором и не готов ударить в грязь лицом перед коллегами.  Поэтому главное в построении сценария, где есть элементы игры, – предусмотреть, чтобы во время самого процесса никто не почувствовал себя неловко. Лучше отказаться от игры вовсе, чем «переборщить» и получить негативный эффект и удрученных участников мероприятия», – подчеркнул эксперт.

 

В нужном месте в нужное время

Несмотря на очевидные бизнес-задачи, геймификация все-таки воспринимается как развлекательный элемент. Применять ее по умолчанию в организации любого мероприятия как минимум недальновидно.

«Безусловно, решение о формате проведения мероприятия всегда принимает клиент. Подходы бывают разные: современные, с использованием передовой техники и нестандартных решений, а бывают консервативные, с использованием отработанных систем и наработок. Многое зависит и от специфики бизнеса и целевой аудитории, для которой программа проводится. Если мы говорим о важных бизнес-сессиях, например для топ-менеджеров (так называемые стратегические сессии), то здесь геймификации лучше избегать. А если это мероприятие для аудитории, где важна динамика, современные технологии и игровой подход, то здесь геймификация будет, наверное, лучшим решением, чтобы достичь необходимого результата. Но, повторюсь, всегда важно отталкиваться от конечных целей, для которых мероприятия проводится, и от целевой аудитории. Тогда можно более четко рекомендовать формат», – говорит Ольга Гулибина.

По мнению Юлии Скороходовой, такой формат неуместен во время протокольных мероприятий или среди малознакомых людей, особенно если встреча проходит на высоком уровне.

«Мы помним, что аудитория мероприятия и результаты воздействия на нее есть ядро любого события. Аудитории, т.е. людям, свойственно определенным образом относиться к новому («чуждому»). Помимо этого, легко проследить корреляцию между социальным портретом представленной аудитории и ее способностью к восприятию новых идей и форматов. Зачастую это может послужить причиной недостаточного/отсутствия эффекта от примененных новаций», – объясняет Дмитрий Марьин.

Эксперт посоветовал избегать применения геймифицированных форматов как основных стержней конференций с относительно консервативной и/или возрастной аудиторией. Это не означает невозможность применения геймификации, скорее подразумевает большее внимание к процессу внедрения, анализу психотипов и необходимости визуальной (как ни странно) завуалированности нововведений.

Ирина Самотаева отмечает, что наиболее часто и, стоит отметить, продуктивно геймификацию  используют при проведении выставок, конференций и тимбилдингов. Иными словами, в мотивационных мероприятиях. Если говорить о тимбилдинге, то здесь царит соревновательная геймификация, которая позволяет сплотить определенные группы людей. Недавно, MaxiMICE провело  крупную внутреннюю BTL-акцию для клиента, где было задействовано 24 региона России, в которой центральную роль занимал тимбилдинг. На основе проведенной сотрудниками акции была разработана электронная игра. Следует отметить, что весь контент игры был создан на основе брендбука акции (цвета, слоганы, персонажи). При  разработке заданий акцент  был также направлен на смысл и цель акции. Этот подход помог еще раз подчеркнуть (в игровой форме) смысл и важность проведенной акции.

Эксперт полагает, что геймификация не совсем уместна при реализации и проведении таких корпоративных мероприятий, как празднование Нового года, юбилея фирмы и пр. Эти мероприятия имеют немного другую цель, и излишняя информация, которую всегда несет геймификация, может внести в них негативный элемент.

Однако тут мнения экспертов несколько разошлись. «Большим спросом пользуются игры на новогодних корпоративах. Формат традиционного банкета с ведущим и танцами уже неинтересен. Люди целый год ждут волшебного праздника, и их нужно удивить. В 2014 г. мы проводили целый ряд квестов, в рамках которых сотрудники компании разбивались на команды. На улицах вечерней столицы они искали подсказки, а потом собирались вместе и складывали картину воедино. Самым популярным в прошлом году был квест «Пятый элемент», – отмечает Анатолий Курюмов. По его словам, часто геймификация  используется в тимбилдингах и корпоративах, когда стоит задача сплотить группы людей в команду. «На ура» проходят квесты, так как взрослые люди еще более азартны, чем дети. «Мы используем игры в рамках мастер-классов, например проводим кулинарные поединки с жюри и выбором победителей. Кроме того, мы уверены, что даже в рамках какой-то серьезной конференции всегда найдется место элементу игры, который взбодрит участников, придаст мероприятию более неформальную атмосферу, раскрепостит людей.  Например, в рамках одной серьезной международной конференции мы приглашали барабанщиков. Все участники получили в свое распоряжение по небольшому барабану и повторяли за ведущим различные ритмы», – рассказал он.

«В целом мы придерживаемся правила «если бизнес-задачи и тип аудитории понятны, то геймификация полезна», но тщательно подбираем сценарии. Соревноваться или строить нечто общее? Экономическая игра с нулевой суммой или симуляция развития бизнеса? И, возвращаясь к теме измеримости, мы обязательно предоставляем не просто механизм обратной связи, а механизм мониторинга в реальном времени. Наша миссия как компании и заключается в развитии платформы, которая позволит поддержать любую бизнес-игру, управлять ее ходом, за считанные минуты собрать результаты, интерпретировать их и, возможно, внести коррективы в дальнейший сценарий. Обратили внимание, насколько выиграл механизм трансляции футбольных матчей от технологических нововведений? Всевозможная статистика, крупные планы, комментарии, анализ тактических построений… Вот и для нас сама игра и механизмы ее визуализации и персонализации – это части одного целого», – говорит Олег Крючков.

Правила игры

Практически все эксперты отмечают, что за формой никак нельзя терять содержание. То есть, организовывая мероприятие с элементами геймификации, следует помнить, что она – элемент и инструмент, позволяющий достичь целей, поставленных клиентом.

«Игра должна быть инструментом, форматом, а не содержанием или самоцелью. Результаты, выводы должны быть «переведены» в реальность, спроецированы на  настоящую жизнь, бизнес-процессы. По результатам нужно делать анализ, фиксировать полученные знания, навыки и впечатления», – отмечает Юлия Скороходова.

Дмитрий Марьин приводит несколько правил, которых стоит придерживаться при организации мероприятия с игровыми элементами. Прежде всего, нельзя заменять содержание форматом. Необходимо оценить целесообразность соревновательного элемента с учетом конкретных задач и аудитории. Людям в силу своей природы сложнее верить или доверять новому и/или неизведанному. Необходимо аккуратно балансировать между wow-эффектом и маскировкой новаторских идей под привычные формы и процессы. Важно помнить, что геймификация – это не балаган. Не нужно превращать серьезный повод в шутку.

Ирина Самотаева отмечает, что особый акцент важно сделать на сроках подготовки такого мероприятия. Проработка хорошей, грамотной  и эффективной игровой механики требует времени. Здесь важно учесть массу нюансов: что это за мероприятие (внутреннее или внешнее), какие главные акценты нужно зафиксировать при проведении мероприятия, какие цели оно преследует и пр. Чем более четко будет сформулирован бриф к игротехникам, тем более плодотворен будет результат. Также, по ее словам, важно  учитывать аудиторию, на которую направлено данное мероприятие, это поможет подобрать правильную и эффективную механику.

«Геймификация – это подход, связанный, в первую очередь, с технологиями. Поэтому очень важно учитывать опыт и знания рынка в части применения этого подхода. Здесь можно клиентов как приятно удивить, так и разочаровать плохо продуманной динамикой, механикой и эстетикой. Именно эти три аспекта являются основными в реализации геймификации как подхода к проведению мероприятия», – рассказывает Ольга Гулибина.

Анатолий Курюмов отметил, что зачастую проведению игр препятствует бюджет компании либо серьезные причины, кроющиеся в корпоративной политике. Проблема с бюджетом решается легче, так как мы всегда готовы из подручных средств соорудить инвентарь, можем привлечь социально активную часть сотрудников со стороны клиента, чтобы подготовить какой-то внутренний квест или состязание. «На практике столкнулись с такими примерами, когда ни о какой геймификации речи быть не могло. Так, для того чтобы провести элементарный турнир по боулингу для гостей мероприятия одного из наших клиентов, пришлось пройти несколько внутренних инстанций и даже заручиться поддержкой генерального директора», – говорит эксперт.

Как это делается

EventPlatform
На одной из конференций крупной торговой компании мы отказались от идеи «призовых баллов». Вместо этого в смартфоне каждого участника отображалась полка с продовольственными товарами. За определенные активности и правильные ответы полка пополнялась различными продуктами, и призы получали те, кто быстрее комплектовал свою полку. В общем, главное – придумать, как говорить с участниками на их языке, а остальное – дело техники.

«Волга-тур»
Один из ярких примеров нового мероприятия с элементами геймификации – проект «Бегом по Золотому кольцу – 2015», включающий забеги на полумарафонную дистанцию  в семи городах ЗК – Тутаеве, Угличе, Переславле-Залесском, Рыбинске, Мышкине, Ярославле, Ростове Великом. Беговой корпоратив рассчитан на сплочение коллектива и заряд энергией. Он призван укрепить корпоративный дух, повысить мотивацию и эффективность коммуникаций сотрудников, улучшить их здоровье и, конечно, зарядить хорошим настроением!

UNIFEST
Организация интерактивного тест-драйва, суть которого заключалась в применении элементов геймификации при организации процесса обучения (теоретическая часть тренинга) особенностям нового автомобиля.

MaxiMICE
Крупная конференция, направленная на расширение знаний сотрудников о своих брендах, продуктах и пр. Основным помощником в игре стал IPad (корпоративный инструмент сотрудников). Созданное приложение помогло зарегистрироваться на конференции, получить необходимые материалы (расписание, билеты и пр.), пообщаться перед мероприятием с коллегами и узнать всю необходимую информацию о месте проведения. Главным акцентом геймификации данного мероприятия стало проведение тренингов по знанию продуктов. Каждый участник получил в свое распоряжение схему с залами и  расписание лекций в них. Занятия шли на протяжении целого дня. Участники  включали навигационную систему, задача которой была проверить присутствие участников на тренингах. Чем больше участник посетил тренингов, тем больше баллов он получал. Дополнительные баллы можно было получить за активное участие в тренинге (ответы на вопросы тренера, участие в экспериментах и пр.). На онлайн-табло выводились результаты.
Из полученных баллов участники смогли создать идеального супергероя при помощи заработанных баллов: 1 качество = 1 балл.  Самые лучшие супергерои были награждены на ужине. Проведенное после мероприятия тестирование (среди сотрудников) показало хороший результат знания всех продуктов.

UTS
«Бизнес-игра «Обучение навыкам продаж» для 90 сотрудников телекоммуникационной компании в Подмосковье. Мы предложили применить элементы геймификации в части презентаций возможностей нового оборудования производителя. По оценке самого Клиента результатом мероприятий стало повышение продаж почти в два раза»