BusinessTravel №4, Апрель 2015 «Людмила Кириллова: Путешествие начинается с общения»← Вернуться к журналу

Event под парусом


ИНСЕНТИВ                                                                                                 9205

Event  под парусом

Подготовила Анна ЮРЬЕВА

В этом году, по прогнозам экспертов, рынок корпоративных мероприятий ожидает существенный спад. В начале года, январе-феврале, количество тендеров на event-услуги по отношению к аналогичному периоду прошлого года снизилось в 1,5–1,7 раза (данные портала «Госзакупки»). Несмотря на то, что первые месяцы года не слишком показательны для event-рынка, его участники признают: по итогам года стоит ожидать снижения оборота на 20–25%, это сравнимо с ситуацией кризиса 2008–2009 гг.

Одновременно с этим многие признают: мероприятия не отменяются, но заказчик сокращает бюджет и становится всё более требовательным. Кроме того, не все сегменты рынка корпоративных мероприятий просели одинаково. Опрошенные BT представители круизных компаний рассказали, что пока не слишком сильно ощутили влияние кризиса.

Погружение в тему

Деловые мероприятия на круизных судах имеют свою специфику: судно – это закрытая площадка, что обеспечивает полное погружение и вовлечение участников в происходящее. Достаточно вспомнить, что именно на кораблях Агентство стратегических инициатив проводило форсайт-сессии, посвященные развитию образования и медицины в нашей стране.

«Корпоративные мероприятия в круизах – это особый вид услуги, который вряд ли следует напрямую сравнивать с другого рода корпоративными мероприятиями», – рассказал директор по продажам и маркетингу компании «Инфофлот» Андрей Михайловский. По его словам, не только на корпоративные, но и на научные конференции в таком формате существует постоянный спрос, который не сильно зависит от экономических колебаний. «Круизное мероприятие позволяет обеспечить наивысший уровень «погружения» в тему конференции, обеспечивая при этом высокий уровень комфорта и сервиса. При этом стоимость услуг на этот вид корпоративного отдыха сильно не изменится, несмотря на повышенный спрос на круизы в целом», – отметил эксперт.

«Как ни странно, на проведение корпоративных мероприятий нынешняя рыночная ситуация повлияла не слишком сильно», – рассказала бренд-менеджер флотилии «Рэдиссон Ройал, Москва» Ольга Ткачева. Она отметила, что по ценовой категории мероприятия на судах флотилии скорее попадают в средний сегмент, предлагая высокий уровень сервиса и необычную площадку. «Будем надеяться, что этот спрос останется на прежнем уровне или начнет меняться в лучшую сторону», – сказала г-жа Ткачева.

По словам директора по внутреннему туризму компании «ВодоходЪ» Андрея Смолина, сегмент мероприятий на судах в целом просел не сильно, однако в Москве высокая конкуренция, которая связана с переизбытком флота. С 2005 г. в столице стало существенно больше судов, на которых можно проводить подобные мероприятия, и одновременно возросли требования клиентов к их качеству. «Те форматы, которые были раньше, с шашлыком на зеленой стоянке, ушли в прошлое. Сейчас востребованы такие суда, как флотилия Radisson, именно за такими форматами будущее. А теплоходы типа «Москва» не могут обеспечить такой уровень проведения мероприятия, там нет условий для приема пищи и многого другого», – рассказал эксперт.

Как отметил г-н Смолин, у подобных мероприятий есть особенность: у теплоходов, на которых они проводятся, большая вместимость, и семинар на 10–15 человек на них не проведешь. В то же время суда прекрасно подходят для крупных компаний, поскольку могут вместить всех сотрудников.

К примеру, флотилия «Рэдиссон Ройал, Москва» состоит из десяти речных яхт ледового класса. Пять яхт – «Фердинанд», «Капелла», «Бон Вояж», «Селебрити», «Скарлет» – позволяют проводить мероприятия до 200 персон. Суперяхты «Примавера», «Баттерфляй», «Бьюти», «Монтана» и «Феличита» вмещают до 300 гостей.

По словам Ольги Ткачевой, одно из отличий суперяхт состоит как раз в том, что на них возможно проведение не таких масштабных мероприятий: салоны первого класса на верхней палубе подходят для проведения небольших мероприятий – до 40 гостей.

Сами мероприятия могут быть самыми разными – корпоративные праздники, частные банкеты, презентации новых продуктов и даже пресс-конференции перед запуском новых фильмов, также достаточным спросом пользуются и конференции. Несмотря на то, что суда флотилии ходят по Москва-реке круглый год, спрос на проведение мероприятий носит сезонный характер: пик приходится на период с мая по сентябрь, однако праздничные дни – Новый год, 23 февраля, 8 марта – также востребованы.

 

Вниз по Волге-реке

Другой популярный сегмент «MICE на воде» – корпоративные речные круизы по России. Как правило, теплоход арендуется на три дня с пятницы по воскресенье. Маршруты могут быть самые разные – в Санкт-Петербург, на Валаам, в Тверь, Углич, Мышкин. Для участников организуется трехразовое питание, экскурсионная программа, банкет, рассказал Андрей Смолин. Четырехпалубные суда, на которых проходят такие поездки, вмещают группы из 200–240 человек. При этом бюджет поездки оценивается приблизительно в 5 млн руб., а планировать ее нужно не меньше чем за год, чтобы рейс был включен в расписание теплохода. «За последние 10 лет характер таких поездок несколько изменился: раньше компании не считали деньги, которые потратили на них. Теперь бюджет строго регламентирован, сменился формат поездки, заказчики стали более цивилизованно и обдумано подходить к ее стоимости», – отметил эксперт. По его словам, каких-то существенных изменений спрос на подобные мероприятия не претерпел. «К нам по-прежнему обращаются наши постоянные заказчики, которые путешествуют из года в год, так что в этом плане ничего не изменилось», – рассказал г-н Смолин.

Сейчас сегмент корпоративных речных круизов по России даже выигрывает от сложившейся ситуации. Падение курса рубля сделало корпоративные выезды за рубеж менее доступными, в то же время инсентивы и прочие корпоративные выезды никто не отменял. «Если кто-то ищет альтернативу зарубежному отдыху, то речные круизы по России – это идеальный выбор. Это отличное сочетание цены и качества отдыха. Фактически это комфортабельное путешествие в плавучем мини-отеле. А цена места в этом «отеле», который работает на all inclusive, составляет от двух до шести тысяч в день», – рассказал Андрей Михайловский. По его словам, в компании почувствовали возрастающий спрос на отдых в России: «Раскрывая коммерческую тайну, могу сказать, что в декабре 2014 г. был уже выполнен план марта 2015 г. Многие круизы полностью или почти полностью проданы».

MICE-мероприятия проводятся и в рамках морских круизов. «По нашему опыту. круизы чаще выбирают в качестве инсентив-мероприятия для поощрения лучших сотрудников. Основными мотивами заказчика, выбирающего такую площадку, выступают сочетание относительно невысокой цены и отличного качества услуг, предоставляемых на лайнере, а так же, конечно, широкая география поездки. Возможность за неделю путешествия посетить столицы нескольких государств является ключевым фактором при выборе круиза», – рассказала Светлана Наумова, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами компании PAC Group.

Она уточнила, что круизы можно условно разделить на два типа: экспедиционные круизы, которые проходят по сложным маршрутам, на небольших экспедиционных лайнерах и занимают длительный период времени, и развлекательные круизы. Они проходят по отработанным туристическим маршрутам на лайнерах-гигантах и длятся от трех ночей до двух недель. Первый вид круизов – действительно дорогостоящие поездки, порой даже чтобы попасть в них, необходимо ждать очереди до года. Развлекательные круизы не так дороги, как это кажется на первый взгляд, их стоимость сравнима со стоимостью отдыха в гостинице «на берегу».

«Мы проводим корпоративные круизы минимум семь раз за сезон, в основном в Средиземноморье, на лайнерах компании MSC Cruises. Они обладают широкими возможностями для проведения как небольших, так и крупных мероприятий. На лайнерах есть залы вместимостью до 25 до 250 человек. В то же время на каждом лайнере есть театр, который позволяет разместить до 1000 человек», – рассказала г-жа Наумова. По ее словам, идеальный размер группы для круиза – 50–80 человек. Но поскольку лайнеры компании MSC способны разместить свыше 4000 человек на борту, размер группы ограничивается только желаниями заказчика.

Кризисная ситуация

Опрошенные эксперты отмечают, что и в кризис спрос на проведение мероприятий «на воде» остается высоким. Даже зарубежные круизы, несмотря на высокую стоимость, востребованы, хотя и не в такой степени, как поездки по России.

«Спрос на зарубежные круизы пока прекратил свой рост, но нельзя говорить и о его серьезном снижении. Мы в этом году предложим клиентам интереснейшие маршруты по Рейну», – рассказал Андрей Михайловский. По его словам, интерес к зарубежным круизам есть, об этом свидетельствует успех новогодних речных круизов по Европе, которые предлагала компания в этом году.

Как отметила Светлана Наумова, для «круизных» клиентов характерно то, что, отправившись в такую поездку однажды, они непременно захотят сделать это снова. «Наши корпоративные клиенты, которые хотя бы раз сходили в круиз, возвращаются снова и снова. Даже в сложившейся экономической ситуации, когда наблюдается спад в туристической отрасли, интерес к круизному продукту остается стабильно высоким. Для примера, уже сейчас идут продажи на новый двухнедельный маршрут «Легенды Средиземноморья» с выходом из Сочи», – рассказала она.

По прогнозу Ольги Ткачевой, корпоративные мероприятия на судах флотилии «Рэдиссон» будут так же популярны, особенно в летнее время, тем более что компания предлагает и более экономичные варианты организации ивентов. «Мы предоставляем возможность организовывать мероприятия на регулярных рейсах без необходимости полной аренды яхты. Иными словами, заказчик сразу получает декорации и программу: живую музыку на рейсах по четвергам, пятницам и субботам и меняющиеся виды вечерней Москвы», – рассказала г-жа Ткачева.

Как рассказал Андрей Михайловский, варианты специальных скидок и специальных предложений для постоянных клиентов, партнеров и слабозащищенных социальных слоев населения у компании были всегда. «Что касается корпоративных клиентов, мы также предлагаем хорошие скидки профсоюзам и тем компаниям, которые настроены на долгосрочное сотрудничество с нами», – пояснил эксперт.

Есть у компании и «антикризисное» предложение для всех клиентов: «Если кто-то воспринимает окружающие изменения исключительно в негативном ключе, то он особенно нуждается в позитиве и снятии стресса. Будем предлагать максимальное количество антистрессовых мероприятий и заряжать людей позитивом, чтобы, вернувшись из путешествия отдохнувшими, полными сил и энергии, они увидели вокруг себя новые возможности», – рассказал г-н Михайловский.