BusinessTravel №10, Ноябрь 2015 «Анатолий КУРЮМОВ. IBC - решения умом и сердцем»← Вернуться к журналу

Конгрессы города берут


Конвеншн-бюро, которые появились за последние годы во многих городах страны, играют все более заметную роль в развитии делового туризма в российских регионах. О том, с какими проблемами сталкиваются эти организации, рассказали эксперты конференции «Индустрия встреч в условиях новой реальности», которая прошла в рамках 21-го Международного туристического форума «Отдых».

Одна из главных задач, которая стоит перед российскими конвеншн-бюро – это продвижение своего города или региона как конгрессной дестинации. «Санкт-Петербург – известный туристический бренд, который входит в ведущие мировые рейтинги наравне с такими лидерами, как Порто и Барселона, зачастую опережая их, – рассказала Анна Четвергова, директор конгрессно-выставочного бюро Санкт-Петербурга. – В то же время город недостаточно известен как направление для проведения деловых мероприятий, сейчас мы занимаемся именно тем, чтобы сделать город также и известной конгрессной дестинацией».

Однако на этом проблемы привлечения мероприятий в город не исчерпываются. «Необходимо также обеспечивать транспортную доступность. Первые шаги в этом направлении уже сделаны – открыт новый большой аэропорт, есть скоростные поезда до Москвы и до Хельсинки, кроме того, можно приехать в город водным путем», – рассказала г-жа Четвергова. В то же время, по ее словам, небольшое количество прямых и транзитных рейсов, а также цена перелета не позволяют Петербургу конкурировать с ведущими европейскими столицами, в которых более развито авиасообщение с другими странами. Кроме того, визовые ограничения зачастую понуждают организаторов принимать решение не в пользу России в целом. «Мы все только бы выиграли, если бы появились визовые послабления для тех, кто приезжает на деловые мероприятия. Это может быть упрощенное получение визы или их отмена на 72 часа присутствия в стране. Это бы сильно облегчило принятие решения организаторам международных мероприятий в пользу их проведения в нашем городе», – уверена г-жа Четвергова.

Перед конвеншн-бюро в регионах стоят сейчас две основные задачи, рассказала председатель правления Ярославского конвеншн-бюро Юлия Скороходова. Первая – это организация и «цивилизовывание» самого рынка, а вторая – это непосредственно привлечение мероприятий. «Конгресс-бюро в нашем городе появилось год назад, одной из своих задач мы видим популяризацию тезиса о том, что туризм – важная отрасль экономики, а конгрессный туризм может приносить городу существенный доход. Однако пока мы не достигли в этом больших успехов, в регионах пока не пришли в полной мере к пониманию постиндустриального общества, и промышленность все еще считается важнее».

Г-жа Скороходова также отметила, что конгресс-бюро непросто взаимодействовать с местной властью, поскольку часто происходят кадровые перестановки и нет преемственности. Все это в целом мешает продвижению Ярославля как дестинации, поскольку без пиара на уровне региона достичь существенных результатов не получится, рассказала Юлия Скороходова. В то же время, по ее словам, потенциал у города есть: в Ярославле работает большой конгресс-центр, у которого нет аналогов в городах Золотого кольца, появились хорошие отели и есть комфортное железнодорожное сообщение с Москвой, не теряется надежда, что будет работать и аэропорт. «Все это начало большого пути для города. Ярославль может претендовать на бренд деловой столицы Золотого кольца, может стать своего рода бэкофисом Москвы с точки зрения делового туризма», – заявила г-жа Скороходова. Сейчас, по ее словам, конвеншн-бюро взяло на себя задачу повышения уровня сервиса. Компании, которые входят в объединение, подписывают своего рода кодекс, в котором прописаны требования по качеству и уровня сервиса.

Одной из проблем, с которой сталкивается индустрия встреч в регионах, по-прежнему остается кадровый вопрос. Как рассказал Сергей Рыжов, руководитель MICE-департамента ООО «Самараинтур», проблемой остается найти достаточное число сотрудников отелей, ресторанов, служб такси, которые бы владели английским языком. Кроме того, бизнес испытывает недостаток в гидах и других специалистах туриндустрии. «У нас есть два неплохих вуза, которые готовят специалистов, я лично хожу на защиты проектов и выбираю людей и приглашаю их на стажировку», – рассказал г-н Рыжов. Также он рассказал, что 10 лет назад компания создала собственную школу экскурсоводов, в результате уже сейчас в городе работает 15–20 молодых опытных гидов, которые могут   проводить квесты и другие нестандартные форматы экскурсий. Кроме того, к Чемпионату мира по футболу 2018 года, который в числе других городов принимает Самара, в городе создали кадровый центр по подготовке специалистов в сфере MICE, гостиничного и ресторанного бизнеса. Уже в этом году они начнут обучение на базе Международного института рынка.