BusinessTravel №10, Ноябрь 2015 «Анатолий КУРЮМОВ. IBC - решения умом и сердцем»← Вернуться к журналу

Любая идея, которая может привести к результату, бесценна


Исполняющей обязанности директора Конгресс-центра ЦМТ назначена Анна Энтэлис. Она пришла на эту должность с многолетним опытом работы в сфере гостеприимства и организации мероприятий. С 2013 г. Анна Энтэлис занимала руководящие позиции в отделах продаж групп и мероприятий гостиниц под управлением международных операторов. В интервью BT она рассказала о специфике работы крупнейшего Конгресс-центра страны и о текущем состоянии рынка конгрессных и корпоративных мероприятий.

До прихода в ЦМТ вы работали в гостиничном бизнесе, возглавляли отделы продаж мероприятий в крупных международных сетях. На ваш взгляд, каковы особенности работы в новой должности, на посту главы крупнейшего Конгресс-центра в стране?

Если говорить об организации мероприятий, то глобальной разницы нет, все процессы примерно одинаковы. Рынок Москвы не такой большой, все площадки работают с одними и теми же компаниями и партнерами. Я знакома с разными площадками и разными форматами мероприятий и знаю, что база подготовки и проведения мероприятий везде одинакова.

В то же время это совершенно новый для меня вид деятельности. Разница в первую очередь в масштабах мероприятий – здесь это в основном крупные конференции и конгрессы, которые подразумевают большое число приглашенных гостей, часто – совмещение формата выставки с деловой частью. Стандартное деловое мероприятие, которое проводится в залах отеля, длится максимум 2–3 дня. В Конгресс-центре оно может продолжаться неделю, возрастает срок подготовки, требуется более масштабная застройка, более серьезная проработка мероприятия до его начала. И, конечно же, здесь больше тематических конференций, связанных с научной деятельностью. Если в гостиницах заказчиком мероприятия чаще всего является представитель корпоративного сегмента, то в Конгресс-центре ЦМТ проводятся мероприятия национального, а зачастую международного масштаба

Что бы вы хотели изменить в работе ЦМТ, планируете ли привнести что-то новое, более характерное для западной модели работы в конгрессном бизнесе? 

Пока я могу сказать, что сама многому учусь и получаю опыт в дополнение к тому, что у меня уже есть. И при этом, конечно, пытаюсь имплементировать здесь какие-то практики, которыми я овладела, работая в индустрии гостеприимства. Мой опыт в основном связан с западными компаниями, не секрет, что российский менталитет несколько отличается от европейского, американского или корейского. При том что сама система управления у нас отличается незначительно, есть особенности и нюансы, сложившиеся исторически и несущие определенную культурную нагрузку, но структура управления бизнесом почти идентичная.

Западные компании при работе с персоналом делают акцент на отношениях партнерства и командную работу, в российском управлении происходит немного иначе. Мы сейчас пытаемся создать здесь атмосферу единения: вовлечь в процесс принятия решений каждого сотрудника, учитывать особенность каждого, сделать акцент на командную работу. Стараемся привнести более свободную форму общения. Все это делается для того, чтобы каждый сотрудник понимал собственную значимость, ведь это основной рычаг мотивации. Когда ты понимаешь, к какой цели мы идем и в чем твой личный вклад – это становится первым шагом к достижению цели.

Со своей стороны я стараюсь вовлекать сотрудников в принятие решений, приветствую с их стороны попытки найти инновационный подход, новое видение, предложение каких-то идей, которые, возможно, до этого не рассматривались. Сейчас любая идея, которая может привести к результату, бесценна.

Каковы преимущества Конгресс-центра ЦМТ перед другими московскими площадками?

В Москве большое число площадок предлагает услуги по проведению мероприятий, рынок насыщен предложениями, а клиенты стали более капризными и требовательными, имеющими точное понимание того, что они хотят получить от исполнителя, и проводить просто стандартные мероприятия сейчас уже недостаточно для привлечения к себе интереса. Клиент всегда ищет площадку, которая может предложить больше.

Сейчас мы всеми силами стараемся привлечь корпоративных заказчиков. Нам это удается, поскольку основное наше преимущество и отличие от других площадок в том, что мы предлагаем комплексные услуги. Чаще всего площадка предлагает само помещение для проведения мероприятия, технические услуги, питание. С помощью сторонних подрядчиков возможно оказание дополнительных услуг. Мы же отличаемся тем, что можем создать контент, программу самого мероприятия и взять на себя взаимодействие со всеми возможными подрядчиками. Мы можем организовать и провести его «от и до», не привлекая сторонние организации, оказать полное содействие клиенту и выполнить все его пожелания.

Нельзя забывать, что аналога ЦМТ в Москве нет: здесь сосредоточены не только возможности по организации международных конгрессов, саммитов и конференций, размещению гостей. Это комплекс, который предоставляет более масштабные услуги, в том числе по экспертизе, аналитике и обучению.

Кроме того, мы выступаем не только исполнителями, но часто сами готовим мероприятия по определенной тематике в зависимости от того, что актуально в политической и экономической сфере. К примеру, в октябре у нас проходила конференция «Российский несырьевой экспорт. Вектор развития экономики». Мы выступаем партнером конференции, участвуем в ее организации, будем выступать по актуальной тематике. Мы готовим также и семинары, к примеру, до конца этого года проходит цикл для представителей зарубежных компаний «Актуальные вопросы технического регулирования в странах ЕврАзЭС».

Повлияла ли текущая политическая ситуация на календарь мероприятий, которые проводятся в ЦМТ? Многие говорят сейчас про «азиатский поворот» в международных отношениях, который затронул и индустрию встреч. Отражается ли это на работе Центра?

Да, такая тенденция есть, но хочу отметить, что она рассматривается не только с точки зрения конгрессно-выставочной деятельности. Мы участвуем в программе China Friendly: гостиница Crowne Plaza полностью адаптирована к требованиям китайского рынка, который активно развивается, мы это видим, в частности, и по тому, что все больше отелей ориентируют свой ассортимент услуг на этот рынок.

Что касается текущей сетки мероприятий, то кардинальных изменений пока не происходит. Специфика нашей работы такова, что все мероприятия планируются сильно заранее – за полгода-год, а иногда и больше. И то, что было запланировано, уже не отменяется. Однако какие-то изменения происходят: может сокращаться длительность проведения мероприятия, число участников, заказываются залы меньшей площади. Но сами мероприятия не отменяются.

Если говорить про будущий календарь, то первая половина 2016 года почти вся распланирована. В основном это ежегодные конгрессы и конференции, внутренние мероприятия корпоративных клиентов, международных конференций немного, как правило, их организуют российские профильные ассоциации. В целом я не могу сказать, что мы сильно ощущаем снижение спроса, Москва и Санкт-Петербург – это два основных центра конгрессно-выставочной деятельности в стране.

Были ли случаи, когда мероприятия отменялись по политическим причинам?

Стадия формирования мероприятия проводит несколько этапов: выбор площадки, подтверждение, проработка деталей. Если мероприятие подтверждено и закреплено финансовыми и юридическими обязательствами, то оно не отменяется, организаторы ищут способы, как провести его во что бы то ни стало, корректируют программу, меняют спикеров.

Возможна ситуация, когда заказчик отменяет мероприятие, которое находится на стадии согласования. Площадка утверждена, но никаких юридических договоренностей еще нет. Причиной может стать то, что тот или иной спикер не может приехать в Россию из-за санкций. Не секрет, что многие мероприятия делаются под определенных спикеров. Если эти спикеры не могут приехать в страну по той или иной причине, такое мероприятие отменяется. В нашей практике был только один такой случай: мероприятие было на стадии согласования и отменилось, поскольку спикер не смог приехать из-за санкций, а найти достойную альтернативу не получилось.

Хочу отметить, что санкции коснулись далеко не всех сфер деятельности. На конгрессном бизнесе они отразились в большей степени, но почти не затронули выставки. Мы традиционно проводим выставки для профессионалов в области эстетической медицины, IT и проч. В этих сферах влияние санкций минимально, мероприятия продолжают проходить, как и раньше.

Ощущаете ли вы снижение числа корпоративных заказчиков?

В корпоративном сегменте возрастает конкуренция, причем мы конкурируем не только с другими площадками Москвы, но и площадками таких городов, как Сочи, Казань, Уфа. Эти города активно развиваются, у них есть поддержка государства и местных властей, а также возможность обеспечить высокий уровень проведения мероприятия.

Клиенты, которые в Москве попробовали практически все, хотят сейчас уходить от стандартных конференц-залов, выбирают что-то более интересное и запоминающееся, что раньше еще никто не рассматривал. Это и гольф-центры, и загородные яхт-клубы, конно-спортивные комплексы и заводские помещения и многое другое.

Кроме того, конечно, все стремятся экономить бюджет. И если в компании есть акционеры, у которых есть возможность предоставить площадку на специальных или полностью комплементарных условиях, то мероприятие стремятся провести без посторонней помощи на своей территории.

Я оговорюсь, речь идет не о масштабах Конгресс-центра: в основном Конгресс-зале проводятся мероприятия численностью до 1500 человек. Но у нас есть и другие залы, их более 30, мы проводим мероприятия меньших форматов, и на примере именно таких заказов ощущаем изменения в запросах клиентов. Мы стараемся своевременно реагировать на эти изменения, а для этого использовать все возможности ЦМТ: проводить тимбилдинги как на территории комплекса и парковой зоне, которая к ней прилегает, – так и в самом парке «Красная Пресня», с которым мы активно сотрудничаем, наша парковка позволяет проводить тест-драйвы и презентации для автомобильных концернов и корпоративных клиентов, по формату мероприятий которых планируется проведения тест-драйва или картинга. Большое количество ресторанов, которые находятся на территории ЦМТ, позволяют нам проводить корпоративы и банкеты, правительственные и посольские приемы, а также свадебные торжества, рассчитанные на самую взыскательную публику. Сейчас мы стараемся привлечь самых разных заказчиков, это далеко не только международные тематические конференции. Кризис – не время для уныния, это время для новых идей и новых свершений, время открытых возможностей.