BusinessTravel №5, Июнь 2016 «Главная наша ценность - это люди»← Вернуться к журналу

Мобильные мифы и их разоблачение


Речь о мобильных приложениях как части жизни современного человека идет давно. Незаметно в наших телефонах и планшетах поселился мир. Нажав нужную «иконку», мы можем вызвать такси, заказать билет, оплатить что угодно и где угодно, узнать погоду. А еще – иметь всю информацию о предстоящем мероприятии или командировке не в папке, забытой в офисе на столе или помявшейся при особенно рьяном досмотре в аэропорту, а тут же, в кармане, то есть в телефоне или планшете.

Как все, давно и активно обсуждаемое, использование мобильных приложений в трэвеле обросло массой мифов. Насколько они справедливы, ВТ поинтересовался у ведущих экспертов рынка.

Руководитель компании Appreal  Андрей Сулейков  выделяет несколько общий трендов для рынка мобильных приложений в трэвел-сегменте.  По его словам, растет доля туристов, планирующих поездку с помощью личных мобильных устройств; пользователи гаджетов вообще и туристы в частности, при прочем равном функционале, предпочитают приложение сайту из-за того, что оно всегда под рукой и будет сопровождать их в поездке, обеспечит офлайн-доступ, быстродействие, удобство навигации, интеграцию с  другими сервисами. Кроме того, компании, продающие свои услуги туристам, стремятся пополнять базу данных клиентов для того, что бы иметь возможность коммуницировать с целевой аудиторией по своей инициативе, не дожидаясь, пока турист зайдет на сайт компании. Именно эти задачи решают мобильные приложения

Миф 1. «Разработка приложения – это долго и дорого»

Как оказалось, этот миф частично близок к реальности. Если говорить о качественном приложении, которое будет адекватно работать, то да, его разработка дешевой быть не может.

«То, что  разработка мобильного приложения  это долго –  это мифотворчество программистов. Безусловно, создание технической задачи требует времени, так как на этом этапе необходимо учитывать все потребности корпоративных клиентов, от качества зависит дальнейший успех проекта. Непосредственно сам процесс создания мобильной платформы, по оценкам наших специалистов, занимает около недели. Сколько времени потребуется на тестирование, исправление ошибок и прочее – зависит от квалификации исполнителей. Другое дело, что на загрузку в AppStore и GooglePlay может потребоваться месяц», – считает генеральный директор IBC Corporate Travel Анатолий Курюмов. «Разработка приложения – это дорого, здесь соглашусь. Бюджет разработки качественного мобильного приложения – около одного миллиона рублей, если, конечно, мы говорим о качественном приложении для деловых путешественников, а не об использовании различного рода готовых конструкторов, ориентированных на поддержку мероприятий», – отмечает он.

По словам Андрея Сулейкова, разработка мобильного приложения, как правило, дороже сайта и дольше в разработке. Однако  мобильное приложение, как и сайт, создается не для того, чтобы оптимизировать расходную часть бизнеса, а для того, чтобы повысить доходную. Те, кто научился зарабатывать на онлайн-аудитории, относятся к разработке как к выгодным инвестициям.

Срок и стоимость разработки можно существенно сократить, если воспользоваться готовым решением. Например, для выпуска бизнес-гидов создана платформа www.guides.appreal.ru Срок создания приложений на ней составляет два-три дня, а стоимость, в зависимости от функционала, начинается от 70 тысяч рублей. Это дешевле сайта!

Управляющий  партнер RCS Дмитрий Шаньгин делится четырехлетним опытом создания мобильных приложений для мероприятий.  «Основных решений у нас два. Первое – экономичный вариант. На базе уже существующей универсальной платформы RCS, которая размещена в AppleStore, мы предлагаем клиенту набор самых необходимых функций мобильного приложения под любой формат мероприятия. Это самый быстрый вариант по доработке и запуску – всего  неделя, а стоит это  от 20 тысяч рублей. Единственный недостаток этого варианта в том, что на платформе будут приложения по мероприятиям разных компаний, однако для тех клиентов, кто хочет получить оперативное и экономичное решение  – это идеальный вариант. Второе  – индивидуальное мобильное приложение под клиента. В этом варианте разработка и запуск потребуют больше времени, до двух месяцев, и стоить оно будет от 150 тысяч рублей. Кстати, заказав индивидуальное приложение, клиент может продолжать размещать на нем информацию и по другим своим конференциям и поездкам».

Миф 2. «Это дань моде, без которой вполне можно обойтись. Насколько эффективны такого рода приложения?»

Мало кто решится спорить с очевидным – мир за последнее время изменился кардинально, все процессы ускорились  и оперативность во всем вышла на первый план. В этом смысле, да, пользование мобильными приложениями – дань моде. Но обойтись без них, по-видимому, скоро не получится совсем.

Анатолий Курюмов отмечает, что мобильное приложение – это повышение операционной эффективности. Несмотря на то, что пока множество компаний не используют эту технологию, сегмент растет. Технологии развиваются. Очень скоро мобильная платформа станет рабочим пространством для сотрудников, которые часто находятся в разъездах. Кроме того, важно, какие возможности предоставляет то или иное мобильное приложение, так как информационный  функционал определяет востребованность. В динамичном командировочном ритме иногда просто некогда добраться до компьютера, чтобы оформить электронную регистрацию, а мобильный телефон всегда под рукой. Благодаря мобильным приложениям вся информация о командировках (этапы поездки, билеты, посадочные и пр.) – находится внутри телефона. Человек может отправляться в путь сразу после совещания. Сегодня такой стиль работы привычен для зарубежных путешественников. Западные тенденции приходят к нам через несколько лет. Сейчас мы выходим на этап, когда начинаем догонять наших зарубежных коллег.

Солидарен с Анатолием Курюмовым и Дмитрий Шаньгин. По его словам, основное преимущество мобильного приложения под мероприятие – это оперативность доведения всех изменений по программе, существенное сокращение документооборота и возможность обращаться к любым материалам конференции после ее окончания.

«Безусловно, как и любые инновации, внедрение мобильных приложений требует определенной воли и стремления руководства к совершенствованию работы, изменению организационных процессов. По нашему опыту даже первое использование клиентами мобильных приложений показывает до 75% скачиваний участниками. Причем во многом процент скачивания зависит от состава участников. Если мероприятие внутрикорпоративное, только для сотрудников, то процент работы с приложением повышается до 95–100%.  В случае приглашения на мероприятие партнеров, дилеров охват участников всегда ниже – 75–90%»,  – говорит эксперт.

Миф 3. «Это имеет смысл создавать только для деловых мероприятий. Для развлекательных они неэффективны».

«Мы выпустили бесплатный мобильный путеводитель «TopTripTip – Путешествие по России». Сегодня в нем содержится информация о 64 регионах РФ на русском и английском языках. Один из самых посещаемых разделов гида – календарь событий. Деловое или развлекательное мероприятие – это не важно! Важно – количество потенциальной аудитории, которой будет интересно узнать об этом мероприятии. Событие в регионе – это всегда магнит для туристов», – считает Андрей Сулейков.

Анатолий Курюмов полагает, что все зависит от типа развлекательного мероприятия. «Например, если это инсентив с каким-нибудь квестом, то мобильное приложение будет очень интересным дополнением. Эффект дополненной реальности сейчас в тренде. В данном случае оптимально использование различных конструкторов – это готовые решения, которые позволяют оперативно получить мобильную платформу под конкретные цели мероприятия».

Спрос и предложение

«Встретимся у касс», – говорят артисты друг другу, когда не могут разрешить творческие споры. Говорить о популярности мобильных приложений можно долго и убедительно, но куда весомее тут будет количество и объем заказов от клиентов.

По словам Анатолия Курюмова, глобальные клиенты требуют наличия мобильного приложения у ТМС. Люди наслышаны о преимуществах работы через мобильное устройство, тем не менее особых требований к контенту пока никто не предъявляет. Этот момент пока остается на усмотрение агента и его технологических возможностей. Думаю, отсутствие четких требований связано  с небольшим опытом использования технологии в бизнес-процессах компаний. Сейчас на ТМС лежит огромная ответственность по созданию продукта, который полностью удовлетворит корпоративного клиента и создаст для него комфортные условия в поездках и проведении мероприятий.

«Спрос на мобильные приложения стремительно растет. К нам регулярно приходят заказчики с готовыми ТЗ, но чаще люди не очень хорошо ориентируются в возможностях мобильных технологий и запрос формулируется так: «Мы понимаем, что нашему бизнесу необходимо выстроить коммуникацию с пользователями мобильных устройств. Наши клиенты – активные пользователи. У нас  такая-то бизнес-задача. Подскажите эффективный инструмент», – отмечает Андрей Сулейков.

Дмитрий Шаньгин говорит, что мобильные приложения делаются под конференц-мероприятия или инсентивы с большим количеством участников, сложной логистикой, необходимостью оперативно доводить информацию по изменению трансферов, программы, локации залов и т.д.  Те корпоративные заказчики, кто уже попробовал работать с этой технологией на практике, заказывают ее чаще. «Опционально мы предлагаем разработку мобильного приложения всем нашим клиентам, но пока это не стало стандартным элементом мероприятия», – подчеркнул эксперт.