BusinessTravel №12, Декабрь 2016 «Андрей ВОРОНИН. Инвестиции в команду и технологии – фундамент для роста»← Вернуться к журналу

Время экономить время


Первый блиц-гид по бизнес-чартерам как инструменту рациональной оптимизации времени

Время, как известно, нельзя купить. Но можно правильно организовать. Если вы уже поняли, что время – это ценнейший ресурс вашей жизни, не считая денег, конечно, а частота перелетов и их статус выходят на первый план, то пришла пора познакомиться с бизнес-чартерами. Тем более что аренда частного самолета – вопрос ответственный и к первому знакомству лучше подойти вооруженным знаниями и лайфхаками.

Начнем с очевидного: вопрос, который наверняка задаст начинающий пользователь бизнес-авиации, связан с ее объективной необходимостью. Так ли выгодно заказывать частный самолет, чтобы сэкономить несколько часов, но отдать за это несколько десятков тысяч долларов? Сразу оговоримся, что выгоду от использования частного самолета сложно перевести в денежный эквивалент, она непонятна стороннему наблюдателю. Но тот факт, что сотни тысяч людей по всему миру и минимум 500 тыс. пассажиров в год в России прибегают к услугам бизнес-авиации указывает на ее очевидную востребованность.

Кейс первый, индустриальный

В России главными пользователями чартерных рейсов бизнес-авиации выступают представители сразу нескольких отраслей реального бизнеса. Это промышленный, аграрный, сырьевой, девелоперский секторы экономики, ритейл, автодилеры, крупные IT-компании. География такого бизнеса, как правило, охватывает несколько удаленных друг от друга регионов. Примечательно, что если до кризиса 2014 года представители этого бизнеса зачастую арендовали чартеры для поездок на отдых, то после – по работе. По данным компании «Капитал АвиаНефть», являющейся независимым провайдером наземного обслуживания бизнес-джетов в России, около 80% рейсов деловой авиации, летающих по внутренним направлениям, выполняются в интересах бизнеса. Этот тренд наметился два года назад после ослабления национальной валюты и за 10 месяцев 2016 года поступательно усиливался. Кроме того, российский бизнес стал чаще летать не только в Москву и Санкт-Петербург, но и в разные области страны.

«Доля внутренних рейсов уже составляет минимум 35% от всего трафика, совершаемого в интересах российских пассажиров бизнес-авиации, – рассказывает Гиви Ткемаладзе, генеральный директор компании «Капитал АвиаНефть». – Промышленные Сургут, Тюмень, Екатеринбург, в России более 40 городов, в которые периодически прилетают бизнес-джеты, и наша задача обеспечить качественное и предсказуемое наземное обслуживание даже в самых отдаленных точках страны».

 Эксперт объясняет, что спрос на чартерные перелеты связан как с промышленными интересами в различных регионах, так и с отсутствием регулярного авиасообщения между ними. Большинство регулярных коммерческих рейсов транзитные и «замыкаются» на Москве.

На практике это выглядит следующим образом. Предположим, топ-менеджменту крупной сталелитейной и горнодобывающей компании (реально существующей) требуется решить задачку и за один день проконтролировать цикл производства. Для этого команде из трех управленцев следует вылететь из Москвы в Воркуту, из Воркуты в Оленегорск и обратно в Москву. И это минимальный маршрут, так как по факту производство еще шире. Прямых рейсов между Воркутой и Оленегорском нет, более того, их нет и из Москвы. Поэтому ни за день, ни за неделю их не облететь. В этом случае единственным транспортом выступает арендованный бизнес-джет. Выгода очевидна – топ-менеджмент не отправляется на полугодовую вахту-командировку, не ночует за полярным кругом, не тратит впустую оплачиваемое время, а проводит оперативный аудит и приступает к прямым обязанностям.

С аналогичными трудностями сталкивается не только добывающий бизнес, который, как правило, расположен в труднодоступных областях, но и более приближенный к потребителю. Например, сетевые ритейлеры, чьи интересы лежат на полках супермаркетов в десятках городов страны. Рейс Москва–Екатеринбург–Новосибирск–Москва обойдется трем топ-менеджерам, летящим бизнес-классом, в три дня жизни и почти 500 тыс. рублей, не считая отель. Арендованный бизнес-джет небольшого класса, например, Cessna Citation XLS+ или Hawker 900 на шесть-восемь пассажиров, принесет куда больше пользы.

«У каждого бизнесмена есть своя планка, свое представление о том, что значит регулярно и часто летать, – рассказывает Алишер Эльмурадов, совладелец чартерной брокерской компании LL Jets. – Можно летать всего один раз в месяц, но если это связано с вопросами бизнеса, то арендованный бизнес-джет – это не только экономия времени, но и имидж, статус предприятия, которое ты представляешь», – говорит эксперт.

В компании LL Jets поясняют, что аренду частного самолета сложно переоценить в тех случаях, когда требуется посетить производства в регионах России, так как нормальное регулярное авиасообщение зачастую отсутствует. Но даже если оно и есть, чартерный бизнес-джет гарантированно сократит время ожидания стыковочных рейсов, время на регистрацию и ожидание багажа.

«У пассажира чартерного рейса есть и еще одно деловое преимущество – он получает возможность бодрым и свежим приступать к делам, так как не он подстраивается под неудобное время рейса, а рейс подстраивают под человека», – заключает Эльмурадов из LL Jets.

Насколько часто и куда летают представители реального российского бизнеса можно судить по уникальной статистике компании «Капитал АвиаНефть», которая впервые опубликована в октябре 2016 года. Информация основана на фактическом объеме бизнес-джетов, которым компания предоставила наземное обслуживание в период с 1 июня по 31 августа 2016 года. Согласно данным «Капитал АвиаНефть», самыми популярными городами с точки зрения бизнес-авиации являются Сочи (9% от общего российского трафика), Казань (7%), Краснодар (5%), Ростов-на-Дону (5%), Минеральные Воды (4%). Еще 10% от общего объема российского трафика бизнес-авиации поделили между собой Екатеринбург, Самара, Калининград, Белгород, Владивосток, Оренбург. Нередко летают в Улан-Удэ, Петропавловск-Камчатский, Красноярск.  

Кейс второй, фольклорный

Арендованный частный борт стал незаменимым инструментом не только для крупных промышленных игроков, но и для представителей шоу-бизнеса и спортсменов. Во время напряженных гастролей или соревнований перевозка многочисленных групп чаще всего ложится на крылья чартерных самолетов. Кстати, именно в этом случае бизнес-чартер становится выгоден не только с временной и имиджевой стороны, но и с экономической.

Футбол и хоккей в России – самые зрелищные игры, в которых участвует огромное число профессиональных команд из разных городов страны. Регулярные соревнования сопряжены со сложной логистикой, так как организаторам требуется единовременно перевезти 50–80 спортсменов, тренеров, медиков, персонал. Такое количество пассажиров не всегда может поместиться в один самолет, а следующий регулярный рейс можно ждать больше суток. Если же говорить языком цифр, то за перелет группы спортсменов из 50 человек в бизнес-классе по маршруту Москва–Тбилиси–Москва регулярными авиалиниями запросят 3 млн 800 тыс. Чартерный перелет на Як-42 в VIP-комплектации обойдется в 2 млн 900 тыс. Выгода очевидна.

Кейс третий, нетривиальный

Бизнес-авиация не привязана к расписанию рейсов и часто справляется с теми проблемами, которые не под силу ни регулярной авиации, ни любому другому транспорту. Примеров, когда с помощью арендованного частного самолета решаются самые нестандартные задачи, множество. Например, благодатный огонь доставляется в Россию на частном самолете. Для перезахоронения останков белого генерала Деникина из США в Россию был зафрахтован бизнес-джет. Доставка оборудования и питания ученым на Антарктиду зачастую выполняется частными самолетами; сами географические сообщества выбирают бизнес-авиацию, чтобы долететь до края земли – в Антарктику и Арктику. Во время землетрясения на Гаити свыше 100 бизнес-джетов и легких частных самолетов привезли гуманитарную помощь пострадавшим. Частные картинные галереи и произведения искусства, требующие особого подхода к транспортировке, «летают» самолетами бизнес-авиации. Незабываемые и ярчайшие впечатления от путешествия также можно получить, арендуя частный борт.

«Охота и рыбалка – одни из популярнейших направлений отдыха, и если группа друзей собирается порыбачить в первозданной природе норвежский фьордов, то из соображений логистики они арендуют частный самолет. Ведь крохотные аэропорты просто не обслуживают регулярные рейсы, – делится практикой Алишер Эльмурадов из компании LL Jets. – В России на незабываемую рыбалку летают в Астрахань, на Дальний Восток, в Мурманск, арендуя частные самолеты на дни рождения и праздники».  

 Фантастические приключения открываются пассажирам чартерных самолетов и за пределами России.

 «Арктический туризм – бесспорный фаворит для путешественников, любящих экстремальные туры, – рассказывает Гиви Ткемаладзе из компании «Капитал АвиаНефть». – Наша команда проводила наземное обслуживание бизнес-джетов в вечной мерзлоте – в Исландии и Гренландии. А в конце лета бесстрашные китайские путешественники отправились в кругосветку на небольшом частном самолете, который также обслуживала наша компания на территории России».

Лайфхаки от экспертов

Когда потребность в чартерных рейсах бизнес-авиации начинает переходить из теории в практику, самое время узнать несколько советов для начинающих пассажиров. С их помощью знакомство с деловой авиацией станет более простым, приятным и выгодным.

Эксперты сходятся во мнении, что текущая конъюнктура рынка идеальна для начинающих пассажиров бизнес-авиации. Чартерный рынок немного замедлился, ценник выровнялся.

«Рынок стал жестче, конкуренция обострилась, у некоторых брокеров и авиакомпаний работает система скидок для пассажиров и в конечном итоге сам бизнес-чартер становится доступнее, – делится опытом совладелец компании LL Jets. – Сложно придумать более удачное время, чтобы начать знакомство с деловой авиацией, чем теперь».

Многие пассажиры стали летать исключительно по системе Empty Legs. Это отрезок маршрута, по которому бизнес-джет летит без пассажиров, благодаря чему появляется возможность «подсесть» в самолет по цене, которая всегда будет ниже рыночной. Экономия по Empty Legs может достигать от 30% до 75% от стоимости рейса.

Тем не менее в поисках выгоды и Empty Legs важно найти честного и реально существующего брокера. Как рассказывают в LL Jets, сумма сделок по аренде частного самолета серьезная, в среднем от 20 до 50 тыс. евро, поэтому важно проверить брокера. Например, лично познакомиться со специалистами, желательно приехать в офис – его наличие и расположение играет не последнюю роль. Рынок бизнес-авиации во многом развивается благодаря «сарафанному радио», поэтому не стоит пренебрегать рекомендациями уже летающих друзей и коллег. И последнее по счету, но не по важности: уделяйте внимание цене. Она не может быть слишком низкой, так как в противном случае это может повлиять на безопасность полетов. А что может быть дороже времени на земле?