BusinessTravel №12, Декабрь 2016 «Андрей ВОРОНИН. Инвестиции в команду и технологии – фундамент для роста»← Вернуться к журналу

После нас не потоп


По информации экологов, ивент-индустрия входит в пятерку наиболее загрязняющих планету сфер деятельности человека. Поэтому неудивительно, что западный ивент-менеджмент уже давно занимается внедрением и реализацией концепции «зеленых» мероприятий. В Россию этот тренд приходит с запозданием.

Определение экологичности связано с таким понятием, как sustainable development – устойчивое развитие. «Концепция заключается в том, что будущие поколения имеют такие же права, как и мы, на природные ресурсы. Нам Земля досталась в определенном состоянии, и мы обязаны использовать ее таким образом, чтобы оставить ее будущим поколениям в лучшем или, по крайней мере, таком же состоянии. Есть страны, которые живут в соответствии с этой философией», – рассказала управляющий партнер BtG Event Solutions Татьяна Бакланова.

Reuse, reduce, recycle

По мнению управляющего директора «Аэроклуб Тур» Андрея Зинковецкого, вопросам экологии уделяют внимание все больше международных, а теперь и российских компаний. Делается это не только в рамках собственных офисов, но и при организации деловых мероприятий.

«Немало компаний вносят экологические стандарты в корпоративную политику и, более того, просят при составлении договоров заключать дополнительные соглашения, согласно которым все их деловые партнеры должны следовать принципам экологической ответственности и минимизировать негативное влияние на окружающую среду. Партнерам также рекомендуется бережно относиться к природным ресурсам, по мере возможности воздерживаться от использования опасных веществ, прибегать к повторному использованию и переработке отходов», – отмечает эксперт.

По словам г-жи Баклановой, сейчас вопросами экологичности озабочены глобальные корпорации, а также те, кого законодательно принуждают минимизировать вред от производства. Это химическая, фармацевтическая промышленность и др. У крупных корпораций и глобальных компаний с офисами в России  есть целые отделы, которые отвечают за sustainable development. «Многие из них обращаются за консультациями в компании «большой четверки», в них есть целые отделы, которые помогают привести работу компании в соответствие с концепцией устойчивого развития», – отмечает г-жа Бакланова. Это включает в себя не только «зеленые» офисы, но и ивенты, и другие маркетинговые активности, которые проводятся строго в соответствии с экологическими стандартами.

«Если говорить о российских компаниях, то здесь очень важна роль руководителя: если ему близки идеи устойчивого развития и заботы об окружающей среде, как правило, он будет внедрять эти идеи среди своих сотрудников, в том числе при помощи тимбилдингов и других экологичных мероприятий. Это может быть уборка территории, сбор ненужной одежды для бездомных и т.д., словом, все, что соответствует ключевым понятиям экологичности: «Reuse, reduce, recycle».

По мнению Юлии Леонцевой, регионального директора по продажам Carlson Rezidor Hotel Group по России и Восточной Европе, на сегодняшний день в России запрос на соблюдение определенных экологических требований – это скорее исключение из правил. «Наши клиенты, чаще всего, ограничиваются базовым запросом – экономия бумаги. В последнее время наблюдается растущий интерес к проведению мероприятий, направленных на поддержание корпоративной социальной ответственности, в ходе которых гости-участники могли бы, например, высаживать деревья или цветы». Эксперт отмечает, что интерес к подобным мероприятиям чаще проявляют иностранные компании, так как за рубежом экологические программы давно стали неотъемлемой частью жизни общества. «Мы уверены, что в обозримом будущем и в России мы станем более бережно относиться к экологическим ресурсам», – говорит Юлия Леонцева.

«Зеленые площадки»

В России наиболее популярные конференц-площадки – это гостиницы, а у них есть дополнительные мотивы придерживаться экологических стандартов. «При строительстве отелей соблюдение требований экологии – это дополнительные вложения: нужно использовать энергосберегающие технологии, устанавливать дополнительные фильтры и очистные системы и т.д. Однако впоследствии, при эксплуатации, эти же технологии позволяют здорово сэкономить на оплате коммунальных услуг, а это существенная статья расходов в гостиничном бизнесе», – говорит Татьяна Бакланова.

По словам Андрея Зинковецкого, в компании «Аэроклуб Тур» не сталкивались с недостатком экологичных площадок при организации мероприятий для клиентов, выбор весьма широк.

«В России в настоящий момент представлены сетевые отели зарубежных брендов, обладающие международным сертификатом Green Key. Он подтверждает то, что организация ведет борьбу с негативным воздействием на окружающую среду. Ряд сетевых отелей также участвует в глобальной программе по нейтрализации углекислого газа, который вырабатывается в рамках проведенных мероприятий, а гостей отелей и ресторанов регулярно информируют о программах по экономии воды, предлагают специально разработанное органическое экоменю, воду не в пластиковых бутылках, а в стеклянных графинах, вместо пластиковых ручек используют карандаши», – рассказал эксперт.

По его словам, для площадок соблюдение определенных правил в области экологии стало признаком хорошего тона: «Использование энергосберегающих ламп, сбор пустых батареек, установка датчиков подачи воды в целях экономии или снижения количества отходов стали признаком хорошего тона, и площадки, придерживающиеся подобных принципов, выгодно отличаются от менее сознательных конкурентов», – уверен г-н Зинковецкий.

Юлия Леонцева рассказала, что у Carlson Rezidor есть несколько экологических программ: «В частности, в рамках программы Think Planet мы компенсируем эмиссию углерода после встреч и мероприятий, которые организуют участники программы «Club Carlson для организаторов мероприятий», и в целом уделяем большое внимание таким программам, как BLU PLANET (сохранение запасов воды), GO PAPERLESS (экономия бумаги) и многим другим».

Сознательное ограничение

Как отметила Татьяна Бакланова, процесс организации крупного мероприятия в соответствии с принципами устойчивого развития – непростой и требует от сотрудников ивент-агентства и их партнеров знаний и опыта. «К примеру, проводится крупная банковская конференция, с несколькими тысячами участников. Международные стандарты предписывают минимизировать выброс углеводорода и в целом вред, который наносится территории, на которой проходит конференция. Этот вред подсчитывается и оценивается при помощи специальных формул, результат приравнивается к определенной сумме денег, которую затем жертвуют местному Greenpeace», – рассказала эксперт.

Кроме того, по стандартам такой конференции, гости живут в «зеленом» отеле, используют дневной свет во время мероприятий, отказываются от печатных материалов, их программа строится так, чтобы они могли передвигаться пешком. Во время обедов и кофе-брейков используются продукты местного приготовления и т.д. Деталей и тонкостей очень много.

«Надо понимать, что «зеленые» мероприятия – это определенного рода ограничения, так же, как, например, со здоровым питанием, нельзя его придерживаться, не отказывая себе при этом в чем-то. Это ограничение и аскеза, на которую человек идет осознанно. Но это можно сделать тонко и изысканно, не в ущерб luxury. Для этого нужны достойные партнеры», – отметила Татьяна Бакланова.

По ее словам, сейчас на российском рынке предложения не так много, главным образом потому, что нет устойчивого спроса. Чтобы он появился, считает эксперт, необходимо совершенствовать законодательство и заниматься образованием населения, а также внедрять в стране переработку мусора, в отсутствие которой концепцию устойчивого развития реализовать в полной мере невозможно.

Как отметил Андрей Зинковецкий, поскольку 2017 год объявлен в России Годом экологии, можно ожидать серьезного роста интереса к теме.

Международные экологические сертификаты

Белый Лебедь, или более известный в Скандинавии, как Северный экологический знак (Nordic Ecolabel). Маркировка в виде Белого Лебедя была создана в ноябре 1989 года Советом министров стран Скандинавии. Она подтверждает соответствие требованиям защиты окружающей среды этого региона. Знак является гарантией соответствия строгим условиям производства, потребления и утилизации, предъявляемым к охране окружающей среды.

Green Key – крупнейшая в мире программа экосертификации объектов гостиничного бизнеса. Чтобы получить сертификат, отель обязан соблюдать 90 обязательных и факультативных критериев, таких как сокращение потребления электроэнергии, воды, химической продукции, минимизация отходов и передача их на вторичную переработку. Каждый отель проходит специальную проверку, которая проводится экспертом программы Green Key. Управление программой осуществляется международным некоммерческим Фондом экологического образования (FEE) со штаб-квартирой в Дании.