BusinessTravel №1, Февраль 2017 «Мастерство масштабных мероприятий»← Вернуться к журналу

MICE у аэропорта: национальные особенности


MICE  у аэропорта: национальные особенности
Конференц-отели у аэропортов уже давно прижились в России. Шутка ли, дебютному подобному проекту – гостинице «Novotel Аэропорт Шереметьево» в этом году исполняется 25 лет! За четверть века стало уже привычным, что отель в аэропорту может быть не только транзитным, но и собирает деловые и частные мероприятия, при этом MICE вблизи аэропорта в России все же получается особенным, с собственным акцентом.

Незападная история
Конечно, классическая ситуация, когда фактор близости к аэропорту является определяющим при выборе отеля для мероприятия, имеет место в каждой гостинице такого формата. Ян Ханак, генеральный менеджер отеля «Radisson Blu Шереметьево», отмечает преобладание в структуре мероприятий транзитных конференций, цикловых совещаний, переговоров в концепции hub,  когда отель в аэропорту является местом встречи бизнес-партнеров из разных регионов или стран, и они, прилетев на мероприятие, вовсе не стремятся при этом остаться в Москве, а тут же отбывают дальше по делам.
Дэвид Моррис, генеральный менеджер отеля «Park Inn by Radisson Пулково», также считает, что таких деловых встреч в отеле большинство, и надеется на то, что их число вырастет. «В 2017 году ожидается заметное увеличение количества регулярных рейсов из Санкт-Петербурга.  В связи с эти мы, конечно, рассчитываем на рост числа обращений от клиентов, которым нужно организовать встречу для сотрудников из регионов, для них несомненным является удобство отеля, соединенного с терминалом аэропорта Пулково», – говорит отельер.
Но часть экспертов уверяют, что традиционные для Запада транзитные деловые встречи в приаэропортовых отелях в России не стали устойчивым трендом. «Если честно, то я твердо уверен, что концепция «все прилетели в один аэропорт, провели совещание и улетели обратно», достаточно востребованная в Европе, в России пока еще не востребована в достаточной мере. Да и не уверен, что будет востребована, – таким мнением поделился Константин Артемьев, управляющий  отеля «SkyPoint Шереметьево». – Несмотря на то что SkyPoint Sheremetyevo Hotel расположен в непосредственной близости от международного аэропорта Шереметьево, далеко не все мероприятия связаны с таким расположением. Большинство проводится компаниями, расположенными в Москве или бизнес-окружении района Химки, и определяющим при выборе нашего отеля становится в первую очередь оптимальное соотношение «цена–качество», наличие достаточного количества конференц-залов и достаточный объем номерного фонда. В весенний и летний период также играет роль наличие на территории площадок, где мы можем организовать для заказчика барбекю, тимбилдинг или фуршет на открытом воздухе.
Однако есть и компании, которые проводят свои мероприятия в нашем отеле именно потому, что он находится рядом с аэропортом: чаще всего это происходит в том случае, если головной офис какой-либо компании собирает на тренинг или конференцию своих региональных представителей, или торговая компания –  своих региональных дилеров».
Что касается первого пула заказчиков, т.е. тех, которые ценят приаэропортовые  гостиницы за  оптимальный баланс цены и качества и за возможность использования территории вокруг отеля, они, по наблюдениям Константина Артемьева, практически всегда выбирают отели в некотором удалении от собственно аэровокзала, с «зеленой» зоной, возможностью выйти на улицу. Причиной выбрать отель на территории  аэропорта или совсем рядом чаще всего бывает низкая цена на проведение мероприятий, которую вынуждены предоставлять такие отели.
«Во всяком случае – это то, что мы наблюдаем в конкурентной среде вокруг аэропорта Шереметьево», – утверждает эксперт.
Чем дальше от обеих российских столиц, тем сложнее объяснять потенциальным клиентам, для чего можно использовать конференц-площади в отелях рядом с аэропортом. Рассказывает Ольга Акимова, генеральный менеджер отеля angelo by Vienna House Ekaterinburg: «Наш отель был одним из первых статусных региональных аэропорт-отелей, имеющих внушительную инфраструктуру для проведения крупных событий. Нам в прямом смысле этого слова пришлось пробивать стену сопротивления. Очень долго и очень много заказчиков воспринимали нас как просто отель при аэропорте, но не как площадку для проведения конференций, сессий стратегического планирования, конгрессов. Несмотря ни на что нашей команде удалось сломать стереотип, ведь удаленность от центра города условна. Всего 20 минут на автомобиле от центра – и вы в отеле. С нами начали работать компании – новаторы на рынке Екатеринбурга. Те, кто постоянно в поиске новых форматов и те, кто ценит продуманную инфраструктуру и максимальное удобство для гостей».
По мнению Ольги Акимовой, среди заказчиков мероприятий преобладают именно те, кому важна  сбалансированная инфраструктура в отеле, в том числе вместительная парковка и большое количество номеров при отеле. Очень важную роль играет профессионализм команды.
Еще один важный фактор – дополнительные точки притяжения, связанные с отелем, помимо аэропорта:  что касается angelo by Vienna House Ekaterinburg, этот отель находится неподалеку от Международного выставочного центра, и поэтому его нередко выбирают для проведения  мероприятий  клиенты, которые прибывают в Екатеринбург для участия в выставках.
Конечно, среди заказчиков есть и те,  кто собирает гостей с разных уголков мира и аэропорт становится удобной точкой встречи, но эта группа клиентов – не самая многочисленная.
Те компании, которые хотят обеспечить высокую явку и максимальную вовлеченность участников мероприятий, также любят аэропорт-отели. «Если участник зашел на мероприятие, то он будет на нем до конца, без возможности отлучиться на два-три часа в центр», – эксперт указывает и на такой специфический и, прямо скажем, немаловажный фактор, которым также объясняют свой выбор некоторые организаторы мероприятий.

Не залом единым
Итак, расположение рядом с аэропортом не отменяет для гостиниц необходимости привлекать клиентов «из города», а это значит, что отельерам этих объектов нужно быть особенно обаятельными и привлекательными. Что включают их клиенты в этом понятие? Чем стараются приятно поразить потенциальных заказчиков операторы площадок, за счет чего могут превзойти ожидания клиентов?
Фактор цены? Да, и он имеет место. «Наш отель выбирают в том случае, если заказчик хочет получить качественную, но достаточно простую площадку, с достойным уровнем сервиса, при этом не переплачивая за антураж – хрустальные люстры, мраморные полы, иностранных шеф-поваров»,  – говорит Константин Артемьев. Между тем эксперт перечисляет,  без чего нельзя обойтись на «простой площадке»: «Чтобы быть конкурентоспособным на рынке проведения мероприятий для корпоративных заказчиков, отель должен иметь достаточное количество парковочных мест для автомобилей,  бассейн с сауной, площадку для барбекю или тимбилдинга, шаттл до аэропорта, бесплатный и регулярный, и,  разумеется,  достаточное количество конференц-залов разной вместимости».
А площадку angelo by Vienna House Ekaterinburg и вовсе можно причислить к эксклюзивным, во всяком случае, большинству городских отелей трудно с ней конкурировать. «Вместительные залы, зоны для регистрации, просторные фойе для выставок и фуршетов, стильный ресторан, комфортные номера и большая парковка, – описывает ее достоинства Ольга Акимова.  – Но просто инфраструктуры сейчас недостаточно. Гости ждут идеального сервиса и персонального внимания. Они ожидают получить от отеля консультации по интересным формам подачи еды, предложений по нетворкингу, рекомендации надежных подрядчиков, подробного рассказа о городе и его туристических возможностях. Заказчики ожидают от отеля сопровождения «от а до я» в режиме 24/7. Мы постоянно ищем и создаем новые форматы интерактивных мероприятий для клиентов. Например, в прошлом году запустили джазовые вечера, вечеринки на крыше, BBQ-вечеринки, гастрономические ужины, мастер-классы от шеф-повара», – делится наработками Ольга Акимова.
Она перечислила и те дополнительные услуги, которые особенно ценят корпоративные клиенты: «Гостю важно хорошо выспаться, поэтому особенно в аэропорту должна быть идеальная звукоизоляция и удобные кровати. Для наших гостей, среди которых немало менеджеров топ-уровня,   жизненно важно быть на связи, поэтому стабильный и скоростной Wi-Fi стал, что называется, must have. Важны и такие технологические решения, как мобильный консьерж – это позволяет решать вопросы более оперативно, чем по телефону. Ценят гости и возможность заказать еду круглосуточно, и наличие здоровой еды. У нас есть такие новые услуги как «Здоровая еда» и «Еда в самолет».
Дэвид Моррис отмечает важность и безупречной площадки для проведения мероприятий, и безупречного сервиса: «На всех этапах проведения мероприятия наши сотрудники обязательно спросят клиента: «А что еще мы можем для вас сделать?» Таким образом, мы стараемся учесть все пожелания. Нельзя не отметить, что клиенты становятся более требовательными, поэтому для нас важно, чтобы любое мероприятие было организовано на самом высоком уровне. На сегодня мы по праву можем гордиться частыми положительными отзывами наших клиентов и их возвращением к нам».

Спрос на подъеме
Кризис существенно ударил по спросу на  MICE, но это не продлилось слишком долго. «В 2014–2015 годах, когда компании сначала заморозили бизнес-активность в связи событиями в Украине, а потом при резком падении рубля стали значительно сокращать бюджеты на командировки и проведение мероприятий, нам потребовались значительные усилия, чтобы обеспечить хоть какой-то спрос, особенно учитывая высокий уровень конкуренции между гостиницами в районе аэропорта Шереметьево. Мы перестроили отдел продаж, сделали упор на активные продажи, увеличили количество активных менеджеров на направлении  MICE. Сегодня можно констатировать, что спрос в целом восстанавливается, пока, к сожалению, не в том объеме, что был до 2014 года, но уже достаточно близко к нему», – комментирует ситуацию Константин Артемьев.
«По сравнению с кризисным 2015 годом количество мероприятий в отеле увеличилось в два  раза, – рассказала Ольга Акимова. Она же отмечает, что кризис вызвал спрос на деловые встречи новых форматов, например, образовательные мероприятия, сессии стратегического планирования вне офиса – чтобы  внешняя обстановка провоцировала участников на принятие нестандартных решений.
Первые признаки выхода из кризиса, появление на этом фоне новых компаний также играют роль в росте спроса  в отдельных регионах. Так, Дэвид Моррис рассказал  об успешном развитии Южной индустриальной зоны Санкт-Петербурга,  рядом с которой находится отель, –  количественный рост компаний  также позитивно сказывается на локальном спросе.
При этом отметим, что отели ряда городов – крупных туристических центров – Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи подняли свои тарифы до рекордного уровня. Как известно, во время кризиса, пока дремал корпоративный спрос, резко вырос спрос туристический. Подешевевший рубль сделал Россию привлекательным направлением для зарубежных гостей, в свою очередь, девальвация национальной валюты привела к тому, что россияне стали вынуждено предпочитать «домашние» поездки турам в другие страны.
В результате средние тарифы в Москве только за последний год выросли на 7%, в Санкт-Петербурге – на 19%. При этом понятно, что туристов, которые проводят отпуск в российских городах, интересуют прежде всего, конечно, гостиницы в центре, поблизости от главных достопримечательностей. Отели при аэропортах не могут генерировать туристический спрос в таком же объеме, и по-прежнему  ориентируясь прежде всего на корпоративный спрос, будут более сговорчивыми, чем их коллеги в центре городов в вопросах цены. Возможно, этот фактор станет решающим в пользу выбора аэропорт-отеля в качестве площадки для делового мероприятия.