BusinessTravel №1, Февраль 2017 «Мастерство масштабных мероприятий»← Вернуться к журналу

Нестандартно не значит дорого


Известно, что первое, на что компании сокращают бюджеты, – различные MICE-активности. Между тем без них коллективу жить  достаточно печально. Кроме того, стандартные предложения уже не так вдохновляют корпоративных клиентов изыскивать средства в урезанном бюджете. Стало быть, пришла пора предложить такой тимбилдинг, который, с одной стороны, будет неожиданным и родит положенной силы wow-эффект, а с другой – будет стоить  более-менее доступно.

Интересно и доступно
Совсем бесплатно очевидно не будет. Но сравнительно дешево – запросто.  «У нас был запрос  от одной небольшой IT-компании,  где основной контингент сотрудников – молодые мужчины, которые практически перестали общаться между собой привычным способом, а полностью ушли в гаджеты, мессенджеры и свой техно-сленг.  Директор просила нас сделать так, чтобы они ненадолго оторвались от виртуального мира и обнаружили, что вокруг есть живые люли, их коллеги, с которыми вполне можно общаться в реальной жизни. Задачей максимум было сплотить коллектив, настроить команду на продуктивную работу над новым проектом. Бюджет при этом совсем небольшой», -  рассказывает генеральный директор компании Special Project Сергей Армишев.  Приняв во внимание возраст, гендерный состав и финансовые возможности компании, им было предложено… поехать на рыбалку. В одну из южных областей России. В такое место, где клев обеспечен ближайшим рыбных хозяйством, мобильная связь плохая, и интернета нет вовсе. В распоряжении участников тимбилдинга были палатки и все необходимое снаряжение, кострище с полевой кухней, где  готовились рыбные блюда и полная свобода общения друг с другом.  «Опыт оказался удачным, за четыре дня "вне сети" коллеги, наконец рассмотрели друг в друге, людей со схожими интересами, планами, амбициями, и некоторые весьма крепко подружились, насколько я знаю, самое главное - назад в Москву вернулся абсолютно сплоченный коллектив», - отмечает Сергей Армишев.

«Понятие нестандартного тимбилдинга для каждого региона России может существенно отличаться. Для Новосибирска – это игровые турниры или квесты, для юга страны –  интеллектуальные тимбилдинги, которые активно способствуют развитию нестандартного мышления и выявлению скрытых возможностей сотрудников. Для Урала «нестандартом» можно назвать социальные тимбилдинги. В условиях оптимизации бюджетов этот вариант может быть практически бесплатным, если проводить его, скажем, при поддержке администрации города. Тогда от компании потребуются только рабочие руки плюс минимум затрат на логистику и кейтеринг», – говорит руководитель отдела MICE IBC Corporate Travel Елена Рожко.

«Если говорить о нестандартном тимбилдинге в контексте экономии бюджета, то популярное у наших клиентов направление – это интеллектуальные игры и квесты. Площадок для организаций актуального тимбилдинга и тематик очень много, особенно в крупных городах. Как правило, в игре или квесте участвуют 10–12 человек одновременно. Формат подразумевает в том числе и совмещение игры с тренингом. Вполне эмоционально и креативно и, конечно, экономично», – рассказывает генеральный директор компании Business Travel Bureau Антон Галатенко.

Директор департамента Business Event компании MaxiMICE Ирина Самотаева отмечает, что для  оптимизации бюджета часто организовывают тимбилдинги на собственной территории заказчика – в офисе, на фабрике и т.д. Программу стараются привязать к каким-то бизнес-идеям. Еще один распространенный недорогой вариант – городские квесты с проработкой легенд различной тематики (возможны даже самые экономичные варианты без планшетов). Также игры в городе в вечернее время. Третий вариант – проведение различных мастер-классов.  Один из самых популярных сегодня – по живописи.

«Нестандартность тимбилдинга зависит зачастую от корпоративной культуры непосредственно компании и ее руководителей. Если генеральный директор «сорви-голова» в хорошем смысле этого слова, то в любых экономических условиях он найдет возможность превратить любое корпоративное мероприятие  в приключение, а также внимательно подойдет  к выбору event-агентства», –  считает руководитель отдела MICE компании Business Travel management Павел Каширин.
По его словам, наиболее предпочтительный способ сокращения издержек в современных реалиях – это отказ от инсентив-поездок, то есть за рубеж или в другие города. Ведь можно провести тимбилдинг на вершине Эвереста или погружаясь всей компанией в подводные винодельни в Бискайском заливе.
«Тимбилдинг – это командообразование в переводе на русский. Он просто обязан быть нестандартным, экстремальным и интересным. Ведь только в тяжелых и непривычных условиях проявляются лучшие качества, способные сплотить коллектив и оставить яркие воспоминания. Времена игр в прятки ушли далеко в прошлое. Людям необходим выплеск энергии после недель и месяцев, проведенных в офисе перед компьютером. Именно поэтому сейчас экстремальные и интенсивные мероприятия так  востребованы», – говорит он.

Павел Каширин предлагает следующую классификацию тимбилдингов.

Спортивные. Ничего экстремального в них нет, но в основе лежит интенсивная физическая работа по достижению командной цели. К ним относятся квесты, зарницы, веселые старты.
Экстремальные. Они близки к спортивным, но здесь уже присутствует риск и ответственность за товарища. Например, корпоративный рафтинг. От синхронного выполнения определенных задач зависит, не упадет ли твой товарищ за борт. Чем не проверка?
Тематические. Здесь уже другая специфика. Люди погружаются в необычную для них атмосферу, где, может, и не надо преодолевать большие физические нагрузки, но необходимо совершать действия, которые в повседневной жизни они никогда бы не сделали. Например, корпоративный театр или пижама-пати в офисе. Данные мероприятия снимают морально-психологические зажимы как внутри команды, так и в каждом участнике.
Ситуационные. Это, пожалуй, самый сложный вид тимбилдинга. И как для event-агентства, так и для сотрудников компании. Представьте, перекрывается мост с оживленным движением для проведения показа мод. Моделями выступают сотрудники. Основной акцент делается на спонтанность и способность в считаные секунды преодолеть себя  и принять решение.

Предложение рождает спрос?
В этом вопросе мнения наших экспертов разошлись. Кто-то считает, что это подходит не всем компаниям и не всегда удачный вариант, а кто-то, наоборот, видит в этом направлении перспективу.
Ирина Самотаева отмечает, что подобные форматы подходят для малых, а не для больших групп. То есть изначально подойдут не всем. «Дело в том, что при таком подходе решаются задачи только из одной плоскости: повышение лояльности, поощрение. Но тимбилдинг – более сложное мероприятие, сегодня это в первую очередь бизнес-мероприятие, преследующее определенные цели, а они достигаются все-таки более дорогими инструментами и сложными технологиями. На наш взгляд, лучше отказаться отмечать корпоративный праздник, чем экономить на мероприятиях, от которых напрямую зависит развитие бизнеса», – подчеркнула она.
Елена Рожко в свою очередь отмечает, что популярность перечисленных тимбилдингов достаточно высока, так как, с одной стороны, позволяет провести увлекательное командообразующее мероприятие при сравнительно низких бюджетах, а с другой – все уже «напрыгались в мешках». По ее словам, отличие в спросе наблюдается только у социальных тимбилдингов, популярность которых напрямую связана с этапом развития компании и уровнем ее социальной ответственности. Пока данный вид больше всего востребован в Москве, где находится большинство штаб-квартир крупного глобального и федерального бизнеса. Эти компании понимают, что хорошая команда всегда готова к изменениям внутренним, знают, что еще лучше, когда она может менять рынок, и уверены – вершина ее развития в способности менять мир к лучшему.
«Данное направление популярно даже у крупных компаний и у компаний, которые могут себе позволить не экономить бюджет на тимбилдинг. Это интересно, современно, не избито. Некоторые из наших клиентов проводили подобные мероприятия повторно», – говорит Антон Галатенко.


«Драконий» тимбилдинг

«Драконий» тимбилдинг, или соревнования на лодках-драконах – это одно из самых интересных, необычных и захватывающих зрелищ, которое можно организовать при участии большого коллектива сотрудников организации. Драгонбот является довольно демократичным видом спорта и вполне может стать массовым, таким, например, как футбол или хоккей. Кроме того, во всем мире гонки на драконах стали называть социальным и даже деловым спортом, а также одним из наиболее удачных способов проведения корпоративного мероприятия.

Немного истории
История  одного из самых зрелищных и экзотических видов спорта началась более 2000 лет назад в Китае.
По наиболее распространенной версии, возникновение этого вида спорта связано с памятью о древнем китайском поэте-патриоте Цюй Юане. Живший в эпоху Воюющих царств, первый в истории Китая лирический поэт много раз обращался к правителю с предложениями о реформах, направленных против политической деградации чиновников и строя в целом. Но чаяния его так и остались неуслышанными, и пятого числа пятого месяца 278 года до нашей эры Цюй Юань показательно покончил с собой, бросившись в реку. Согласно преданию, узнав о его смерти, люди в горе и ужасе бросились в лодки и долго искали тело в реке, но так и не нашли.   Впоследствии каждый год в день гибели поэта люди в его память стали устраивать на реках  гонки лодок, выполненных в виде драконов. И поныне фестиваль под названием «Праздник поэта» отмечают как день памяти  Цюй Юаня. Китайцы приписывают драконам множество мистических способностей, например, умение управлять погодой, морями и реками. В древние времена драконов  развлекали и завоевывали их благосклонность всеми возможными способами, порой прибегая и к человеческим жертвоприношениям.
В те времена особенностью гонок являлось то, что если во время соревнования лодка переворачивалась, и ее экипаж оказывался в воде, то гребцов не спасали, и в большинстве случаев они тонули, отправляясь «в гости» к духам реки. Подобные происшествия случались довольно часто, тем более что тогда не запрещалось применять грубую силу по отношению к соперникам. Гребцы старались не только посильнее налегать на весла, но также расправляться с соперниками, швыряясь в них камнями или заточенными копьями из бамбука. Нередко случалось, что и вошедшие в раж зрители, находящиеся на берегу, бросались в лодки камнями, достигая при этом поставленной цели. В то же самое время к строительству лодок для соревнований не допускались женщины, потому что считалось, что их взгляд способен заставить лодку перевернуться и утонуть.

Корпоративно-спортивный интерес
В настоящее время, по данным международной федерации по гребле на лодках «Дракон», насчитывается более 150 млн человек, занимающихся и выступающих в дружеских турнирах по всему миру, в том числе и в России.
По словам генерального секретаря Всероссийской федерации гребли на байдарках и каноэ, члена совета директоров Европейской ассоциации каноэ Ирины Сираевой, интерес к «Драконам» подогревается и тем, что данный  вид гребли максимально доступен – он не требует каких- либо специальных навыков или специальной подготовки, таких как баланс или техника. А отсутствие возрастных ограничений делает гонки   весьма массовым и веселым времяпрепровождением.
Гонки на драконах формируют ряд навыков, полезных и для коллектива в целом, – умение чувствовать «напарника», способность работать в одном ритме, делегирование полномочий, осознание важности собственной работы в создании общего результата, восприятие победы как итогов работы сплоченного коллектива.  Команды формируются из участников любого возраста и уровня физической подготовки. Для достижения успеха здесь важно чувство локтя и  ритмичность в движениях веслами, – а уж само действие всегда зарядит хорошими эмоциями и станет общим приятным воспоминанием для всех сотрудников. А любители пассивного отдыха всегда смогут проявить себя в команде болельщиков, показывая слаженность и ритмичность на берегу.
Само название лодки – драгонботы – получили из-за своего внешнего вида – они выстроены в виде тела дракона, носы лодок украшены огромной головой дракона, а концы – чешуйчатым хвостом. Во время соревнований совершаются заезды на длинных лодках, каждая из которых вмещает от 10 до 50 гребцов. Помимо них на корме находится барабанщик, который словно опытный дирижер задает ритм всему процессу. Быть гребцом на гоночной лодке не так уж и просто, как это может показаться. И в обязанности барабанщика входит важная задача: корректировать ритм движения гребцов в зависимости от того, как изменяется сила ветра или его направление, учитывать то, как ведут себя другие лодки и как в тех или иных участках реки изменяется сила течения.  

Дракон-приспособленец
В наших природных условиях этот вид спорта начинает «эволюционировать», принимая новые формы, о которых китайцы, наверное, даже не догадались бы. Например, во Владивостоке набирают популярность заплывы «Драконов» по снегу и льду. Чтобы тренировочный процесс не прерывала зима, любители поработать веслами изобрели ледовый вариант этого вида спорта. Они приделали к лодке сани и теперь устраивают гонки по снегу.  Дракона в огромной ледянке выдают зубастая голова и хвост.  
  «Но нам-то главное – не антураж, главное – чтобы коллектив чувствовал совместный дух движения к победе, – комментирует член президиума Федерации гребли Приморского края Андрей Хоменко. – Мы лучше из подручного материала, из дерева, дракона сколотим. Голову, хвост выпилим. Глазки ему оживим, и будет то же самое.  Современный человек, будучи погруженным в рабочую рутину, испытывает острый дефицит физических нагрузок. И именно спорт в целом и спортивные состязания в частности –  один из самых эффективных способов решения таких корпоративных задач, как сплочение коллектива и укрепление командного духа. И такие гонки обеспечат нужную физическую нагрузку, выброс адреналина, позитивные эмоции, хорошее самочувствие работников организации и здоровую обстановку в коллективе.
Пока гребцы экспериментируют с формой ледянки: то лыжи добавят, то коньки. Говорят, главное сейчас – научить дракона летать по льду, а там уже и самим можно начинать тренироваться. Как только найдут оптимальную форму, спортсмены готовы сделать сколько угодно таких ледянок. Гладкой поверхности вокруг Владивостока хватает с избытком, желающих тренироваться тоже, так что вполне можно ждать появления первых в мире зимних гонок на драконах. Гребля на лодках-драконах – удивительный синтез серьезных командных испытаний и активное веселое праздничное мероприятие!
Для того чтобы отлично провести время, участвуя в азартном водном приключении, совсем не обязательно уезжать далеко от Москвы. И в столице, и в области есть подходящие для этих целей места – экологически чистые, живописные и доступные в финансовом отношении.