BusinessTravel №3, Апрель 2017 «Деловой заплыв»← Вернуться к журналу

Деловой заплыв


Год назад ВТ побеседовал с представителями ведущих круизных компаний о спросе на круизы среди корпоративных клиентов. На этот раз мы решили выяснить мнение представителей ТМС относительно спроса, наиболее популярных маршрутов и особенностей организации такого рода поездок.

Тогда речь шла о том, что интерес к продукту в целом есть, но не такой большой, как хотелось бы. Причин тому несколько, и основная – недостаток информации о круизах как площадках для мероприятий. Кроме того, круиз, даже речной, удовольствие недешевое и требующее заблаговременного бронирования. Фрахтовать морской лайнер нужно примерно за  полгода-год, речной теплоход можно и за пару месяцев, при этом желательно знать точный состав группы, а так как глубина бронирований мероприятий в целом по рынку стала очень низкой, это весьма проблематично.   

Между тем круизное судно имеет ряд неоспоримых преимуществ в качестве площадки для мероприятия. Прежде всего, комплексность услуг, ведь корабль по инфраструктуре сходен с отелем, здесь тоже сразу можно и жить, и работать – конференц-залы некоторых судов могут поспорить по техническому оснащению и вместимости с иными конгресс-центрами, и развлекаться. При этом в отличие от отеля, пейзаж за окнами все время будет меняться. Еще один немаловажный плюс корабля как площадки – замкнутость, что может в известной степени гарантировать высокую явку участников на заседание или конференцию.

Взгляд со стороны агента

«Круизы являются востребованным вариантом для реализации инсентив-мероприятия круглогодично. Круизный лайнер – единая многофункциональная площадка, которая предоставляет возможность сделать программу максимально насыщенной с точки зрения как деловой, так и развлекательной составляющих. Развитая комплексная инфраструктура на борту лайнера предлагает и комфортабельное размещение и различные конференц-залы, и площадки для проведения тимбилдингов и развлекательных программ», – считает руководитель MICE-проектов  компании «Бизнес Тревел Бюро» Алена Эйвел

Большим плюсом такого формата эксперт называет возможность смело предлагать его клиенту повторно, ведь маршрут и направление круиза меняются. А дополнительным бонусом таких программ является возможность посетить  сразу несколько стран и городов в рамках круизного маршрута.

«Наш город на Волге. Самара по праву считается круизной столицей.  В сезон аккумулируется более 17 теплоходов, которые формируют рейсы на трех- и четырех- палубных теплоходах, и, конечно же, среди них много корпоративных групп. Поводов масса – большое количество клиентов  берут целиком рейс для организации конференции, многие выкупают  блоки мест для поощрения клиентов и сотрудников. Не раз Самара  становилась отправным пунктом для старта сразу нескольких  теплоходов. Таким примером в прошлом году был федеральный проект «Форсайтфлот»,  инициатором которого стало «Агентство стратегических инициатив», – рассказывает управляющий Агентства бизнес-туризма и мероприятий MICE MARKET Сергей Рыжов.

 

По его словам, одним из плюсов развития этого направления в Самаре является логистика. Многие конференции и мероприятия бронируются из Москвы и  Урала. До Самары легко добраться, можно комфортно сделать вводную  часть на одной из конференц-площадок, прогуляться по набережной и  сесть на теплоход для реализации долгожданного путешествия. По  оценкам федеральных MICE-агентств, перелет группы и фрахт теплохода дешевле, чем фрахт в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, группу можно оформить в середине сезона, что дает большие возможности для  позиционирования этого направления.

Однако относительно востребованности круизов есть и другие мнения. Так, директор по развитию компании «Демлинк» Ирина Карнаухова говорит о том, что до сих пор проведение инсентив-мероприятий на круизных маршрутах не очень востребовано. «Причин для этого много. Всегда собирается группа очень разных людей, в которых заинтересован заказчик. Если кто-то просто не переносит плавание – это становится проблемой. Не все видят для себя основное времяпровождение на воде. Тем более что погода на воде бывает очень переменчива», – поясняет она.

«Надо также понимать, что в круизе много посторонних людей разных возрастных категорий. Времяпровождение достаточно пассивное, доступны не все виды активностей.

Для заказчика важно понимать, что программу необходимо вписать в маршрут круизного корабля и что-либо  откорректировать просто невозможно. Большинство маршрутов продолжительные, а инсентив-туры рассчитаны на три-четыре дня. В этом случае все равно необходимо покупать полный маршрут, а дальше можно выходить на любой остановке. Сложно взять одноместное размещение, каюты часто небольшие по размерам. Выбор же кают большего размера с окнами приводит к удорожанию размещения», – отмечает эксперт.

Супервайзер отдела корпоративных мероприятий Continent Express  Елена Скоробогатова подчеркивает, что круизы запрашивают достаточно часто для VIP-групп с тем, чтобы потом организовать регату или рыбалку, но, вследствие ряда нюансов, поездка не всегда подтверждается клиентом. Наиболее часто подтверждаемые варианты – прогулка с барбекю, банкетом  или ужином.

Как правило, клиенты присылают запросы достаточно близко к датам мероприятия, и в силу ограниченного парка судов, отвечающих ожиданиям клиента по комфорту, вариантов для предложения заказчикам остается очень немного. Подавляющее большинство судов в сезон работает на стандартных круизных маршрутах, имеющих достаточную глубину продаж,  и в силу этого не может быть подтверждено под организацию мероприятий.

«Круизы по России корпоративные клиенты в сегменте MICE запрашивают крайне редко. Это связано с тем, что парк судов в своей массе мало приспособлен для проведения мероприятий в формате конференций и тренингов, для которых требуется наличие нескольких равноценных конференц-залов достаточной вместимости. Каюты судов слишком разнятся по классу, что не соответствует трэвел-политикам, продолжительность круизов жестко задана их маршрутом, а корпоративный заказчик требует гибкого подхода, и зачастую изменения в продолжительность мероприятия вносятся буквально накануне», – считает эксперт.

Вместе тем ее коллега супервайзер отдела корпоративных мероприятий Continent Express Юлия Москальцова, которая занимается зарубежными направлениями, также отмечает, что подобный вид инсентива мало востребован ввиду высокой стоимости данных мероприятий.

«Обычно используется для топ-менеджмента компаний, как сочетание инсентивной поездки и тимбилдинга. Самая востребованная форма поездки – регата, причем как соревнование только в рамках группы клиентов, так и участие в профессиональной регате», – говорит эксперт.

 

А когда на море качка…

Каждый вид мероприятия имеет свои особенности в организации. Без их учета всех участников процесса начнет штормить, а впоследствии может привести  и к крушению…  Вся надежда на хороший кейс. Итак,  о чем надо помнить, организуя корпоративный круиз.

Сергей Рыжов считает, что основная сложность в планировании деловой части. К сожалению, все  суда построены давно и не приспособлены для проведения профессиональных конференций и разбивки на рабочие группы, что бывает необходимо по требованию заказчика.  Впрочем, эти вопросы решаемы.

«Круизные компании  не заточены на работу с группами. Группы ведет, как правило,  только головной офис, который работает на все рынки. В связи с этим долго и сложно бывает  получить стоимость на группу. К тому же жесткие условия по оплате, аннуляции и замене фамилий, поскольку  замена человека приравнивается к новому бронированию», – говорит Ирина Карнаухова.

Она отмечает, что организация программы на суше чаще требует привлечения нескольких поставщиков. При этом  не все DMC могут начинать экскурсию или программу в порту, а включенные в круиз экскурсии зачастую не используются. При любой задержке есть риск опоздания  к отплытию.

«При выборе круиза как места проведения инсентив-тура надо просто обязательно принимать во внимание все перечисленные детали. Все группы разные, так что многим можно предложить и такой вариант. А главное, по соотношению цены и качества круиз – это привлекательный продукт», – подчеркнула она.

 Елена Скоробогатова отмечает, что оформление нужной разрешительной документации для регат требует много времени, а для корпоративного клиента важен оперативный подход.

«Сложность организации регат в необходимости тщательной проработки логистики как на воде, так и на берегу. Подобные программы сильно зависят от погодных условий, поэтому необходимо досконально изучить маршрут следования, чтобы понимать альтернативные пути и наличие ближайших марин. В случае регат по странам Карибского бассейна необходимо оформить визы ряда стран, у большинства стран свои национальные визы», – добавляет Юлия Москальцова.

Алена Эйвел  считает, что особенности связаны именно со спецификой формата мероприятия, что учитывается сразу при планировании концепции инсентив-поездки совместно с клиентом. Учитывая, что группа в основном находится на ограниченной территории круизного лайнера, следует максимальное внимание уделять разнообразию и насыщенности программы интерактивом.  Программа должна быть  яркой и интересной. 

«Особенности подготовки круизных мероприятий в том, что люди весь день находятся на воде, где существуют повышенные требования к безопасности, поэтому мы даем подробный инструктаж о правилах поведения на водном транспорте, возможных  опасностях, требованиях к состоянию здоровья участников и средствах  защиты. Также накануне мероприятия выдается список вещей, которые могут пригодиться на борту. В зависимости от целей круиза разрабатывается программа путешествия, а при наличии интересных объектов на пути следования катера приглашается экскурсовод», – рассказывает руководитель MICE-направления IBC Corporate Travel Елена Рожко

 

Новые маршруты

Умение удивлять, устраивать клиентам поездки с wow-эффектом фактически обязательно для современного ТМС.  Есть ли им чем удивить любителей корпоративных круизов?

«Круизные компании ежегодно разрабатывают новые маршруты, которые очень интересны и для сферы MICE-индустрии. Поэтому выделить одно направление будет неверным. Нас  радует именно многообразие круизных маршрутов, что позволяет предлагать такой формат  инсентив-программ даже самым требовательным клиентам. Хочу отметить, что внутренний рынок речных круизов активен, и российские речные круизные компании с большим интересом относятся к MICE-запросам. Конечно, особенность речных судов, ограниченный период речной навигации и специфика маршрутов не всегда позволяют сделать речной круиз полноценной программой инсентив-поездки, но определенно может стать ее яркой частью», – рассказывает Алена Эйвел. По ее словам, самыми популярными сейчас являются круизы вокруг Карибских островов и по Скандинавии.

 

Ирина Карнаухова считает, что маршруты обычно существуют долгие годы. Надо только  выбрать нужное направление. 

«К сожалению, в России уже давно не появлялось новых круизных маршрутов. Много говорится сейчас о новом круизе Сочи – Крым, но пока он еще в стадии реализации, старт программы заявлен на конец весны 2017 года, а корпоративный  заказчик пользуется только проверенными и обкатанными маршрутами», – рассказывает Елена Скоробогатова.

«У нас создано отдельное подразделение, которое занимается развитием  причалов на Волге. За последние годы мы открыли для теплоходов Балаково, Сенгилей, Сызрань, Камышин, Хвалынск. Все это малые города на Волге, с небольшим количеством жителей и уникальными объектами. В Хвалынске прекрасный Национальный парк, где есть поляны для корпоративных мероприятий, святой источник и экологические тропы. В городе есть дом Петрова-Водкина с оригиналами картин, усадьба Радищева, где представлена уникальная коллекция чучел животных, которые он собирал по всему миру. Туризм там развивается, открыт горнолыжный комплекс, который летом предлагает Хвалынские термы под открытым небом и собственное крафтовое пиво. Словом, добро пожаловать на Волгу!» – приглашает Сергей Рыжов.

По его словам, для MICE-поездок  заказывают рейсы на два-пять дней. Самый популярный маршрут  – Самара – Казань, но многие берут и до Нижнего Новгорода. В качестве туров  выходного дня выбирают Волжский Утес, например, недавно Управление делами президента проводило там саммит, или Ширяево, где находится  Национальный парк «Самарская Лука».

Офис компании IBC Corporate Travel во Владивостоке с мая по октябрь проводит очень много мероприятий на воде. Чаще всего это однодневные походы с высадкой на берег какого-нибудь из островов, например, Рикорда, где можно посетить уже известную на всю страну частную гребешковую ферму и в тени беседки на берегу моря попробовать свежайшие морепродукты. Есть спрос и на эксклюзивные туры на парусной яхте вдоль акватории Приморского края с выходом в открытое море и высадкой на берега островов Русский, Попова и Рикорда. Средняя продолжительность такой программы – от двух до четырех дней. Редко, но востребованы программы более продолжительных VIP-туров до Японии и Кореи. Выбор маршрутов огромен, поэтому именно на Дальнем Востоке спрос на круизы носит наиболее массовый характер.

«В 2016 году в Ракете мы даже вывели отдельную категорию конференц-площадок «Транспортные средства», где пользователи могут выбирать и бронировать в режиме онлайн комфортабельные яхты и скоростные катера вместимостью до 156 человек», – рассказывает Елена Рожко.

 Она отмечает, что у клиентов из Красноярска есть спрос на круизы по Енисею и IBC Corporate Travel предлагает для них программы, в рамках которых они пересекают Полярный круг и делают несколько остановок в деревнях с богатой историей. Филиал IBC Corporate Travel в Краснодаре организует круизы по Черному морю или реке Кубань.

«В связи с приближением лета от российских компаний начали поступать запросы на круизы по Средиземноморью.  В этом году популярны морские прогулки на круизном лайнере с отправлением из портов Италии. А от иностранных клиентов мы получаем запросы на несколько иной формат отдыха на воде – набирают популярность сплавы на Камчатке, Алтае, в Карелии», – говорит эксперт.