BusinessTravel №3, Апрель 2017 «Деловой заплыв»← Вернуться к журналу

Ария Мистера Икс


«Принцесса цирка» Имре Кальмана знакома многими поколениями зрителей. Однако спектакль, идущий на сцене Московского театра мюзикла, позволяет не только освежить в памяти любимые мелодии и арии, но и увидеть, как на одной сцене сосуществуют мюзикл, цирк и драма. О том, как можно одновременно петь и делать акробатические трюки, откуда берутся краски для роли и что больше всего запоминается на гастролях,  рассказывает исполнитель роли Мистера Икс знаменитый российский актер и певец Евгений ШИРИКОВ.

Давайте начнем с приятного, как вы любите отдыхать?

Я предпочитаю активный отдых,  лежать на пляже – это не для меня. Активный отдых в моем понимании это и путешествия по стране таким образом, чтобы посмотреть всевозможные достопримечательности. Такой отдых позволяет здорово расширить кругозор. Мне очень интересны азиатские страны – Вьетнам, Китай, Таиланд.

 А чем так привлекает Азия?

Скорее всего, восточной мудростью, а еще – древней культурой и историей. Это завораживает. Кроме того, люди там доброжелательны, открыты к общению, это тоже располагает к путешествию.  

 Когда вы впервые приезжаете в незнакомый город, что вы первым делом идете смотреть?

 «Изюминки» этого места. Прежде чем поехать куда-то, я всегда узнаю, что там  есть интересного,  и стараюсь это увидеть. Как правило, мне интересны культурные памятники, да и в принципе все, что связано с культурой страны.

 Вы дружите с иностранными языками?

 Да, вполне дружу с английским языком. Не скажу, что знаю его идеально, но разговариваю свободно и проблем в общении не возникало никогда.

 Гастролей у вас наверняка много. Какие из поездок запомнились больше всего?

 Раньше гастролей было больше. Сейчас я в основном путешествую, снимаясь в кино. Так что это  не гастроли, а поездки на разные локации (места съемок – ред.). Например, недавно мы много снимали в Крыму, в Казахстане. Еще я для себя открыл Сан-Ремо – потрясающе красивое место. Я никогда раньше не был в Италии и вот с помощью кино туда попал, благо по сценарию моему герою нужно было быть в этой стране. Так что кино и театр открывают мне мир.

Давайте представим, что вам на пути встретился волшебник и предложил организовать идеальное путешествие куда угодно. Вам надо было бы его только описать. Каким бы оно было?

С любимой женщиной (смеется). Да, это была бы поездка в какой-нибудь райский уголок, такой, как Баунти, вдвоем с любимой женщиной. Туда, где можно уединиться и расслабиться.

Действие мюзикла «Принцесса цирка» происходит в Париже. Вам когда-нибудь приходилось там бывать?

 Да, в ранней юности, когда выиграл путевку в одном из музыкальных конкурсов. Я занял там первое место, и моим призом была поездка в Париж и в Диснейленд. Меня тогда очень впечатлил Лувр, да и другие достопримечательности равнодушным не оставили, ну и, конечно, Диснейленд.

 А в более зрелом возрасте возвращались туда?

Нет, пока не было возможности.  К счастью, у меня много работы, и на поездки остается мало времени.  Если я сейчас поеду в Париж, это будут, конечно, совсем другие, но не менее сильные впечатления. Естественно, я поеду не один, ведь это город любви, там такая атмосфера, что лучше всего разделить это с любимым человеком.

 Мистер Икс в известном смысле культовый персонаж не для одного поколения зрителей. Очень многие помнят его в исполнении Георга Отса в знаменитом фильме. Как вы готовились к роли, где искали для нее краски?

Мистер Икс – очень разноплановый персонаж, интроверт, как и я, кстати. Он закрытый человек, –  так уж жизнь сложилась, что приходилось защищаться. С одной стороны, в жизни, когда он без маски, он обаятельный, общительный, аристократ, умеющий вести себя в обществе. А маска – его защита, ведь по сути он очень ранимый человек. Многие качества своему персонажу добавлял от себя. Так всегда бывает, когда работаешь над ролью, что-то добавляешь от себя, а что-то   приобретаешь от своего героя.

Готовясь к роли,  я, разумеется, посмотрел старые фильмы, в том числе с Георгом Отсом, прочитал историю создания. Потом я много общался с цирковыми артистами, теми, что работают на трапеции. С ними мне довелось познакомиться на другом, более раннем проекте, и на гастролях, которые длились три месяца, я полностью окунулся в атмосферу цирка, смог ею проникнуться. Ведь это очень важно для достоверности образа моего героя. Я должен был понять, почувствовать, что это такое – быть цирковым артистом. И, наконец, я старательно растил в себе аристократа. Современному человеку трудно без перегиба, естественно сыграть аристократа. Этикет можно выучить, но аристократизм должен идти изнутри. Тут тоже помогли наши старые фильмы, например, я смотрел, как играет аристократов Олег Янковский.

Работа над образом идет и сейчас, я постоянно ищу что-то для своего Мистера Икс. Многое зависит и от партнерши, впрочем, все наши Теодоры прекрасны, каждая – чуть по-своему, и в зависимости от этого меняются оттенки игры и у меня.

Вы сказали, что общались с цирковыми артистами, чтобы узнать их лучше. В чем же их особенность?

Цирковые ребята очень открытые в общении и отважные люди – каждый вечер они выходят на манеж и делают умопомрачительные вещи.  И как никто умеют пошутить, а язык у них порой бывает очень острым.

А как вы умудряетесь петь и одновременно выполнять сложные цирковые номера?

Это специфика артистов мюзиклов. Мы должны уметь одновременно двигаться, петь, играть, держать диафрагму и делать все это легко. Ну и, конечно, постоянные тренировки, физическая форма должна быть хорошей, зарядка утром и вечером – норма для меня.

Мюзикл «Принцесса цирка» ставил Себастьян Солдевилья. Как вам  с ним работалось? Что дало вам это сотрудничество?

Себастьян – потрясающий человек, открытый, с юмором. У него богатый опыт работы в цирке, много лет он провел в Cirque du Soleil. Для меня было счастьем с ним работать, мы понимали друг друга с полуслова. Очень сложно собрать воедино цирковых артистов, артистов драмы, мюзикла, оперетты, а он видел картину целиком и очень точно нас всех направлял. Несправедливо было бы не упомянуть Марину Александровну Швыдкую,  сорежиссера спектакля, она как раз занималась драматической частью. У нас была очень комфортная атмосфера на репетициях, да и сейчас такой осталась. Режиссеры ведь бывают разные, кто-то тиран, кто-то наоборот «пряниками кормит». В Себастьяне все это прекрасно сочетается. При необходимости он мог жестко что-то сказать, мог и умел вовремя похвалить.

Он помогал вам как-то перебороть страх перед исполнением сложных трюков?

Себастьян охотно делился своим опытом, он ведь в прошлом цирковой артист. Отличные советы давал и чисто по-человечески объяснял, как страх преодолеть,  и кое-какие профессиональные цирковые секреты раскрывал.

Скажите, а обмениваетесь ли вы опытом  с вашим дублером, артистом цирка Андреем Кольцовым, который делает потрясающую стойку на одной руке в первом действии? Может быть, вы его учите петь, а он вас – акробатическим этюдам?

Да, мы обмениваемся опытом, вообще очень хорошо с Андреем общаемся. В детстве я занимался акробатикой, мне нравится цирковое искусство, и для драматического артиста я неплохо владею своим телом  – сальто, фляки делаю спокойно, да и на руках умею балансировать. Он мне подсказывает какие-то вещи, а сам  пытается учиться вокалу, тут уже я даю ему советы, показываю, как правильно дышать. Мы друг другу помогаем.

То есть можно ждать «зеленого спектакля», когда вы будете поражать зрителей цирковыми номерами, а Андрей – пением?

Возможно! (Смеется.)

Если бы сейчас снова снимали фильм «Принцесса цирка», вы хотели бы сыграть там?

Конечно. Ведь Мистер Икс – роль мечты. Было бы интересно запечатлеть на пленке то, что я сейчас регулярно показываю на театральной сцене. Театр и кино дают артисту совершенно разный опыт. В театре ты приобретаешь то, чего в кино не получишь. В кино можно сделать дубль, если что-то не получилось, в театре это невозможно. Если ты забыл слова, нужно выкручиваться, если что-то пошло не так, нужно уметь сразу сориентироваться. У меня однажды был момент, когда стул не вошел в пазы как нужно, а мой герой, напомню, балансирует на пирамиде из сложенных стульев.  Это было довольно опасно, но мы – профессионалы и достойно вышли из этой ситуации. Очень приятно было чувствовать поддержку ребят, у нас в Театре мюзикла отличный коллектив.

Что, на ваш взгляд,  в «Принцессе цирка» самое яркое, интересное, необычное, ради чего стоит идти и смотреть спектакль?

У нас получился прекрасный баланс музыки, циркового и драматического искусства. Это стоит увидеть собственными глазами.