BusinessTravel №6, Июнь 2017 «Максим КРЯЖЕВ. Невозможного нет»← Вернуться к журналу

Работать и отдыхать


Все чаще на мероприятиях, посвященных трендам business travel  и  MICE,  возникает тема удовлетворенности путешественника. Постепенно бизнес-путешественник занимает центральное место в организации поездок, вытесняя с первых позиций еще недавно незыблемые оптимизацию бюджета и достижение цели любой ценой. Многие исследования, а также здравый смысл показали, что человек, которому комфортно в  поездке, будет в разы эффективнее работать в командировке, чем тот, кто по дороге преодолел полосу препятствий и мечтает только об отдыхе.
Так что неудивительно, что одним из основных мировых трендов многие эксперты называют bleisure. Что, если говорить крайне обобщенно, подразумевает совмещение работы (business)  и отдыха (leisure).

Согласно ряду исследований, проведенных в 2016 году, более 40% деловых поездок, совершенных  за последнее время, продлевались для того, чтобы их участники смогли немного отдохнуть и развеяться. Более того, поездки продлевали для этого практически на  столько же дней, сколько длилась собственно деловая часть командировки.

Иногда сотруднику разрешают воспользоваться и  корпоративными тарифами для оплаты отеля.  Очевидно, что развлекательная часть командировки в данном случае чаще всего проходит там  же, где и деловая.  То есть если человек приехал на конгресс в Лондон на три дня и попросил продлить ему пребывание в городе на выходные, вряд ли он поедет осматривать красоты Эдинбурга в это время. 

Любопытно, что во время таких поездок люди более активно тратят деньги на развлечения, потому что за короткое время  хочется успеть увидеть как можно больше.

Тема не нова

Тема bleisure  для мирового рынка не нова. Еще в 2014 году вышло исследование Bridgestreet Global Hospitality, посвященное этому явлению. Судя по цифрам, для многих такого рода путешествия стали образом жизни, при этом 78% опрошенных отмечают, что такие поездки делают их гораздо более лояльными к своей работе, однако менее чем у  14%   респондентов bleisure так или иначе официально регламентировано в компании.
Согласно недавнему исследованию Booking.com,  популярность bleisure продолжает расти. И это касается не только  слияния работы и отдыха: возможность таких поездок способствует лояльности сотрудников. Теперь, собираясь в командировку, люди готовят не только презентации и деловые костюмы, но и планы на знакомство с тем местом, куда они едут, таких бизнес-путешественников, по данным исследования, уже 49%. А порядка 75% участников опроса планируют совершить как можно больше таких поездок в ближайшем будущем. Если раньше bleisure не придавали такого значения, считая, временами справедливо, что это потеря времени и может даже повредить карьере, то теперь  угол зрения изменился. Bleisure дает отличную возможность расширить горизонты, иначе взглянуть на какие-то вещи и в итоге добиться большего в работе.  Более того,  для 30% опрошенных bleisure столь привлекателен, что они готовы согласиться на менее оплачиваемую работу, лишь бы иметь возможность путешествовать.

В свою очередь Expedia  провела исследование с целью создать профиль американских бизнес-путешественников, практикующих bleisure.  Оказалось, что 43% всех командировок – это bleisure trips. То есть на американском рынке это вполне распространенная практика. Судя по цифрам, решение добавить к командировке день-другой отдыха очень зависит от ее целей. Чаще всего это делают те, кто едет на конференции (43%),  с небольшим отставанием идут  встречи с клиентами (34%), 24% у тимбилдингов, по 9% у продаж и прочих целей.
Место, куда  человек направляется в командировку, чаще всего является определяющим  фактором для  bleisure. 

У нас – особенная стать

В России к совмещению командировки с отдыхом пока отношение двоякое. Связано это и с нашим менталитетом, и с некоторыми особенностями кадрового и бухгалтерского учета, и с экономической ситуацией в стране. Более того, даже с определением этого термина у экспертов есть расхождения.

«Bleisure нет на рынке России сегодня и, на мой взгляд, эта тема не станет актуальной на практике в обозримом будущем. У меня возникает чувство, что подобно многому другому хорошему, что мы слышим от наших коллег на международных выставках, в прессе и социальных сетях, в отсутствие способности к генерации собственного контента, мы хватаем новый термин как  the next Big thing и пытаемся как можно скорее запустить на рынок локальный. Притом под запусками мы понимаем не практический запуск, то есть реализацию, как запускают новые продукты или модели. У нас получаются только разговоры на заданную тему, поскольку ни ресурсов, ни квалификации, ни потребности, что главное, в этой идее на локальном рынке нет.

Bleisure предполагает изменения в практике организации процесса командирования сотрудников. Соответствующие изменения касаются перенесения поощрительных или комфорт-элементов туристической поездки в непосредственный котел командировки в том или ином виде. Простой пример:  возможность добавить несколько дней отпуска к бизнес-поездке. Классная идея, всем нравится, только по российскому законодательству РФ не проходит. И так далее», – считает заместитель генерального директора компании Unifest Дмитрий Марьин. 

 

Генеральный директор  компании Business Travel Management Павел Васин отмечает, что в этом вопросе мяч плотно засел на половине поля корпоративного клиента. Ведь bleisure – это в первую очередь мотивация и забота о своем сотруднике посредством совмещения деловой встречи и небольшого отпуска в другой стране. «К нашему рынку это пока не относится, если речь не идет о крупных компаниях и филиалах иностранных фирм или о самостоятельной инициативе сотрудника, который хочет совместить приятное с полезным в далекой и экзотичной стране, в которую он может никогда больше не попасть в будущем», – говорит эксперт.

 

Он также считает, что тренда на российском рынке пока нет. «Тренд – это понятие повсеместное. Радует уже то, что об этом стали потихоньку говорить. Это стало интересовать не только корпоративного клиента, как инструмент лояльности, но и TMC и объекты размещения, которые хотят сделать допродажу и увеличить чек.  Некоторые стали воплощать это в жизнь, но если речь идет о поездках и перелетах на очень большие расстояния. Правда, исключительно с точки зрения времени на сон сотрудника. При этом прошу не путать  понятие bleisure с некой разновидностью инсентива, когда, решая определенные задачи, –  участие в недельной выставке, например, – компании параллельно организуют досуг и отдых своим сотрудникам. И исключительно в рамках групповой поездки. Это было и раньше. Мы же говорим о командировке формата два дня максимум, где компания может предложить и устроить дополнительный день отдыха»,  – подчеркнул Павел Васин.

 

Генеральный директор IBC Corporate Travel Анатолий Курюмов полагает, что в условиях российского рынка bleisure рассматривается как эмоциональная составляющая деловой поездки. «Эта часть существовала всегда, так как наверняка каждый из нас, отправляясь в командировку, отмечает для себя дополнительный список мест в городе назначения (памятники, музеи, театры и прочие достопримечательности), которые интересно посетить в свободное от рабочих вопросов время. Однако только сейчас компании начали официально отражать это в своих трэвел-политиках, озаботившись эмоциональным состоянием своих сотрудников. Например, это может быть отражено так: если деловая поездка сотрудника заканчивается в пятницу, то у него есть возможность продлить проживание по корпоративному тарифу и улететь домой в воскресенье, обеспечив себе свободный день на изучение культурных объектов и достопримечательностей города»,  – рассказывает он.

 

«Bleisure – очень распространенная практика для бизнес-путешественников, то есть клиентов, заказывающих услуги business travel. В MICE мы также наблюдаем некоторый спрос. Он пока невелик, но вполне заметен. Например, недавно мы «продлевали отдых» на Кипре для 10 участников конференц-группы из 490 человек.

Bleisure не востребован для российского направления. Связано ли это с уверенной самостоятельностью в путешествиях по родным просторам, с недостаточной информированностью о привлекательности и возможностях отечественного направления или с каким-то иным фактором – непонятно. Факт остается фактом –  деловые путешественники, как правило, остаются для личного отдыха после зарубежного мероприятия», – рассказывает Татьяна Мольтер, руководитель направления стратегических программ MAXIMICE.

 

Несколько иначе смотрит на это генеральный директор Continent Express Станислав Костяшкин. «Понятие bleisure прочно вошло в индустрию бизнес-трэвела уже лет 10 тому назад, поэтому говорить о том, что это какая-то новая тенденция, не совсем верно. Проблема в том, что в России термин bleisure используется не совсем корректно. Сейчас все трактуют это понятие как сочетание деловой командировки с отдыхом. Иными словами,  когда сотрудник прибавляет к деловой поездке несколько дней на отдых. На самом деле, bleisure – несколько иное по смыслу понятие.  Прежде всего, это привнесение в повседневную деловую рутину тех элементов, к которым человек привык при оформлении своих частных поездок и в его out of office life. Приведу пример. Маша каждые выходные ездит со своим молодым человеком в кино, используя одно из приложений вызова такси. Быстро и без проблем.  А с понедельника по пятницу Маша – сотрудница крупной корпорации со своими нормами и правилами. И чтобы поехать куда-либо по работе она должна оформить на такси заявку, отнести ее, заверить, дождаться одобрения, а дальше ждать подачу машины. Сначала Маша терпит, тихонько чертыхаясь на всю эту волокиту, а потом идет к руководству и настоятельно требует  использования этого самого приложения или иной аналогичной службы, соответствующей по удобству, быстроте и цене, для решения служебных задач. Вот это привнесение в корпоративную жизнь из обычной удобных «фич» и есть bleisure».

Документальное подтверждение

В компаниях, по крайней мере крупных, процесс организации бизнес-поездок описан в трэвел-политике. Как туда вписать bleisure-поездки и надо ли это делать?

«На этот вопрос нет однозначного ответа, так как требуется вдумчивый подход в каждой ситуации – когда возможно добавить дни, а когда сотрудник нужен на рабочем месте сразу после делового мероприятия. И кстати,  в крупных компаниях не всегда понимают, как официально проводить по бухгалтерии командировку, если дата возврата не совпадает с приказом.  Это опять же особенности нашего государства. На текущий момент мы в компании BTM (Business Travel Management) не выделяем bleisure в отдельный upsale и не предлагаем отдых или продление дней при заказе командировок. Необходимо дождаться пока это будет настолько известным трендом, чтобы наши предложения не воспринимались навязанными», – считает  Павел Васин.

Дмитрий Марьин и вовсе  считает это риторическим вопросом. «Те из нас, кто любит прикоснуться ко всему инновационно-прекрасному, декларируют применение bleisure у себя в компании. Но на моей практике это скорее похоже на придание нового статуса существующим процессам и правилам.  Это как осознание факта того, что часть принятых в компании правил существуют  «для людей», нежели осознанное изменение политики и практики применения, направленное на совмещение работы и отдыха».

Эксперт предложил перефразировать вопрос следующим образом: нужно доходчиво в деталях  и на практике показывать, что трэвел-политика  создана не только для контроля расходов, но и для контроля эффективности и удовлетворенности участника процесса. По крайней мере,  так должно быть. Если бы мы учитывали подобный подход при составлении трэвел-политики, то внедрение подобной инициативы должно быть центральной полосой всего этого документа.

«С bleisure есть ряд своих организационных сложностей. Если сотрудник останется в стране на день или более (с проживанием за свой счет), просто «передвинув» дату вылета – обойдется ли такой билет дороже или цена не изменится? Разные дни могут и стоить по-разному.  Тут все зависит от того, есть ли в компании система контроля бюджета. Необходимо учитывать также систему страхования в компании. У большинства крупных брендов она есть», – отмечает Татьяна Мольтер.

«Важно и согласование с отделом кадров и бухгалтерией клиента. Как проводить этот мини-отпуск в программе? Какие должны быть отчисления и должны ли они быть? Все командировочные билеты являются документами подотчетными. Сотрудник изначально уехал в командировку, а в итоге получились разные даты. С другой стороны, в некоторых компаниях, а это более всего развито в IT-сфере, возможность совмещения отдыха и командировки включена в travel policy. И это один из бонусов мотивационной схемы персонала, который озвучивается кандидатам на собеседованиях», – говорит она.

Плюсы и минусы bleisure

Знаменитая присказка «отдыхать – не работать», как нельзя лучше отражает суть плюсов и  минусов bleisure. С одной стороны, это способ повысить лояльность сотрудников, с другой – командировка без дополнительных бонусов рискует стать не столь эффективной, как хотелось бы.

«Выгода от включения bleisure в трэвел-политику для компании в первую очередь заключается в повышении лояльности сотрудников. Что касается опасности, думаю, лучше просто не увлекаться bleasure, чтобы не смещать акцент с выполнения служебного задания», – говорит Анатолий Курюмов.

По  мнению Дмитрия Марьина, bleisure – это альтернативный инструмент воздействия на эффективность сотрудника в разрезе командировки. Стало быть, возможная выгода – это повышение эффективности.  Риск в данном случае – значительное удорожание соответствующей статьи бюджета без адекватного возврата инвестиции, и кроме того,  как ни странно, деморализация сотрудников.

О повышении лояльности сотрудника говорит и  Павел Васин.  Также к плюсам он относит  подстегивание к использованию дней отпуска, чтобы потом меньше пришлось компенсировать. Есть и финансовая  выгода для компании, так как авиабилеты с захватом выходного дня попросту дешевле. Преимущества же для сотрудника – это экономия на перелете, отдых, новые эмоции и впечатления и, как следствие,  мотивация эффективно работать в компании, где bleisure имеет место быть.

К ложке дегтя в российских реалиях можно отнести, как было сказано выше, неспособность понимания бухгалтерской стороны вопроса с точки зрения закрытия командировки. И вот еще что важно – чем будет занята голова командированного специалиста: делом или предстоящими выходными? «В любом случае, об этом говорят и об этом думают. А что случается с подчиненными  при частых и длительных перелетах, подробно описано в «Бойцовском клубе» Чака Паланика», – напомнил эксперт.