Новости

03 июня

Между ATH, BTM и «Таларии» что-то пошло не так…

Наш портал решил разобраться в том, почему же слияние не удалось и какие планы на будущее у всех участников сделки

В 2018 году рынок с интересом наблюдал за процессом слияния BTM и «Таларии» с ATH American Express GBT. Наш портал решил разобраться в том, почему же слияние не удалось и какие планы на будущее у всех участников сделки.

Напомним, летом 2017-го к ATH, которая на тот момент была известна как одно из крупных TMC в России, с франшизой American Express GBT присоединилось корпоративное агентство «Таларии». Чуть позже, в ноябре того же года к ним присоединилась компания Павла Васина Business Travel Management. Все три компании занимаются организацией деловых поездок для корпоративных клиентов.

Как отмечал тогда в многочисленных интервью г-н Воронин, это слияние должно было сделать группу компаний одним из «крупнейших игроков на российском рынке business travel». «Мы уже давно говорили о неизбежной консолидации отрасли, и именно участие в этом процессе было целью инвестиции фонда Certares в АТН. Сейчас этот процесс стал уже очень заметным. Мы рады, что безукоризненная репутация АТН и постоянное следование принципам деловой этики привлекает к нам новых партнеров. В нашей группе, таким образом, становится уже три компании: АТН, «ТАЛАРИИ» и ВТМ. Это делает нас одним из крупнейших игроков на российском рынке business travel. Вместе мы сильнее!»

Со своей стороны, Павел Васин, комментируя слияние, говорил: «Для меня как руководителя компании также очевидна выгода стратегического партнерства, консолидации крупных ТМС. Компания АТН American Express GBT, которая придерживается цивилизованных принципов ведения бизнеса и конкуренции, а также имеет сильного партнера в лице фонда Certares, идеально подходит на роль такого консолидатора».

Планировалось, что после завершения юридических процедур начнется процесс интеграции бизнес-процессов внутри группы компаний. Как отмечал г-н Васин, в итоге клиенты компании BTM получили бы доступ к высокотехнологичной IT-инфраструктуре.

При этом в каждой из компаний существовали свои наработки в области онлайн-решений для корпоративных клиентов. «Таларии» использовали собственную разработку, BTM – доработанную под процессы компании систему Corteos, что позволяло ей значительно снизить финансовые вложения на владение продуктом. В ATH же анонсировали создание платформы S.M.A.R.Q.T. (security, mobility, automation, reporting, quality, transparency): как указано на сайте АТН, ежегодно в ее развитие руководство компании вкладывает порядка 1,5-2 млн долларов США. Компании планировали объединить усилия как в области OBT, так и в области мид-офисных решений для автоматизации бизнес-процессов. Правда, позднее в одном из своих интервью СМИ Андрей Воронин признался, что его компания теперь также работает с OBT Corteos.

Летом 2018 года, когда профессионалов индустрии и журналистов пригласили на новоселье в новый совместный офис компаний ATH и «Таларии», где присутствовал Филипп Лукьяненко из HGR Russia, рынку казалось, что процесс интеграции компаний идет прекрасно. Все ожидали счастливого завершения сделки, однако уже осенью выяснилось, что дела обстоят не так «радужно».

Доподлинно разобраться, что стало камнем преткновения сначала между ATH и BTM, а затем и «Таларии», – сложно. Большинство профессионалов индустрии склоняется к тому, что причиной размолвки стал сам неудачно организованный процесс интеграции и непростое финансовое положение ATH.

Так, Анна Кузнецова, независимый консультант в сфере деловых поездок, руководитель проекта Business Travel Insight, в интервью в порталу TRN заявила: «Можно говорить о том, что чьи-то надежды в сделке BTM – ATH – Certares не оправдались. По-моему, причины и быстрого слияния, и «мимолетного романа» одни: деньги и амбиции. Наверное, одна из сторон или все участники не получили желаемого экономического эффекта».

К сожалению, сторонам не удалось мирно разрешить возникшие недоразумения, и в настоящее время между компаниями BTM и ATH и их руководителями идут многочисленные судебные разбирательства. Помимо этого, в картотеках дел есть ссылки на суды АТН с иными юридическими лицами и с бывшими сотрудниками.

Можно ли считать тот факт, что «Таларии» также заявила о своем желании покинуть группу компаний, совпадением? Или это прямое указание на то, что сделке просто было не суждено завершиться успешно?

Денис Матюхин, СEO и основатель группы компаний «Аэроклуб», отметил, что, на его взгляд, для «Таларии» слияние с ATH в 2017 году стало последним шансом остаться на плаву, поскольку они не могли больше продолжать свою операционную деятельность. Если бы Андрей Воронин не предоставил им финансовую поддержку, то, с высокой долей вероятности, компания прекратила бы свое существование.

С другой стороны, по мнению эксперта, у компании BTM финансовых проблем не было. Обе стороны были заинтересованы в сделке: одна хотела поглотить бизнес, другая – выгодно продать. В процессе слияния, видимо, стороны осознали, что реальность иная.

«Причина, почему не сработало с обеими компаниями, в том, что участники на берегу не озвучили свои истинные мотивы, а сторона покупателя не оценила реальность; скорее всего, имела место некомпетентность людей, занимающихся due diligence и последующим ведением обеих сделок», – предположил г-н Матюхин в разговоре с нашим корреспондентом.

По мнению Андрея Воронина, причиной неудачной попытки слияния стало то, что все «компании слишком разные, и нельзя скрестить бульдога с носорогом», лучше просто мирно сосуществовать на рынке, но не реализовывать совместные проекты. Об этом он рассказал Buying Business Travel. Однако не уточнил, почему на осознание этого факта ушло почти два года.

Эксперты рынка опасаются, что нынешнее положение дел может негативно отразиться на репутации ATH, ведь для компании это не первый неудачный опыт слияния.

Так, в ноябре 2015 года было анонсировано, что ATH намерена начать процесс стратегического партнерства с компанией «Випсервис», в итоге в России должно было появиться крупнейшее бизнес-тревел-агентство. Однако менее чем через год обе стороны сообщили, что сделки не будет, поскольку акционерам не удалось договориться о взаимовыгодных условиях. Отметим, что и в этом случае полюбовного разрешения конфликта не случилось, все вопросы решались через суд. По мнению экспертов, они были связаны с просроченной задолженностью перед партнерами.

Каково же положение дел у ATH, BTM и «Таларии» на данный момент? Согласно официальным данным из ЕГРЮЛ, АО «ЭйТИЭйч» приобрела 49% долей ООО «БиТиЭМ», Андрей Воронин, руководитель АТН, также приобрел 46% долей. 5% принадлежат Павлу Васину и иным физическим лицам. В ООО «Таларии» распределение долей выглядит следующим образом: 49% принадлежит кипрской компании «Этиса Лимитед», 2% – г-ну Воронину, 49% – предпринимателю Роману Кузюбердину. Добавим, что при всем этом 100% долей ООО «Таларии» в настоящий момент находятся в залоге у Альфа-Банка, о причинах залога стороны не сообщают.

По заявлениям Андрея Воронина, сделка по выходу «Таларии» запланирована на конец мая текущего года, словно так и было задумано. Хотя Денис Матюхин его оптимизма не разделяет: «Если изначальной целью была консолидация рынка, то надо признать, что она не случилась. Значит, цель не достигнута и уже не важно, какие процессы идут сейчас».

Учитывая сложившиеся обстоятельства, игроки рынка полагают, что ATH может потерять значительную долю объемов на рынке и, что самое важное, происходящее может негативно сказаться на их отношениях с American Express Global Business Travel. А потеря расположения AmEx GBT, по мнению Анны Кузнецовой, «единственная реальная угроза для ATH», поскольку потеря франшизы может привести к краху компании.

Пикантности сложившейся ситуации добавило и то, что  в прошлом году AmEx GBT сообщила широкой общественности об успешном завершении сделки по слиянию с Hogg Robinson Group plc (HRG) на глобальном уровне. Напомним, HRG всем известна как глобальная B2B-компания, занимающаяся управлением бизнес-тревел. После слияния объединенная группа компаний будет предлагать клиентам расширенный пакет услуг и продуктов. Теперь профессионалы индустрии с нетерпением ждут официального завершения слияния и заявления о том, кто возглавит объединенный офис AmEx и HRG в России. Имена двух претендентов на эту должность широко известны: это Андрей Воронин, генеральный директор ATH, и Филипп Лукьяненко, генеральный директор HRG Russia.

Пока никто не рискует делать предположения, у каждого из кандидатов есть сильные стороны. Однако не на руку Андрею Воронину играет то, что помимо судебных тяжб с BTM и иными компаниями ATH также судится и со своими бывшими сотрудниками.

К примеру, с Верой Мизоновой, бывшим сотрудником компании ATH из отдела MICE. В интервью нашему корреспонденту Вера подтвердила информацию о том, что в данный момент идет судебное разбирательство с компанией ATH. К сожалению, г-жа Мизонова не смогла рассказать о подробностях дела и назвать причину конфликта, лишь упомянула, что судебное заседание по ее вопросу назначено на 4 июня 2019 года. Отметим, что Вера является ответчиком в судебном процессе, инициатива судебных разбирательств исходит от АТН. И это только один из известных нам случаев. Более подробно с перечнем судебных тяжб можно ознакомиться тут.

Вероятно, данный суд – следствие того, что руководитель MICE-отдела ATH Андрей Криницкий в 2018 году принял решение уйти с занимаемой должности, а вслед за ним в начале 2019 года компанию покинули большинство его бывших подчиненных, среди них и г-жа Мизонова.

В беседе с нашим корреспондентом Дмитрий Горин, генеральный директор «Випсервис», рассказал: «В 2015 году нами было принято решение о начале стратегического партнерства с компанией ATH American Express. В ходе переговоров, к сожалению, мы не смогли договориться о взаимовыгодных условиях, в том числе и финансовых».

Как пояснил нашему корреспонденту источник, хорошо знакомый с ситуацией, основная задача, поставленная фондом Certares перед Андреем Ворониным, заключалась в удвоении или утроении оборотов бизнеса на рынке. Г-н Воронин с ней не справился. «Нельзя сказать, – пояснил наш эксперт, – что на российском рынке нет удачных примеров консолидации. Давайте вспомним «Випсервис» и CWT, с получением франшизы без каких-либо долгов и на более выгодных условиях, чем в случае с ATH и AmEx. Примеров достаточно, можно еще «Аэроклуб» и Anywayanyday вспомнить. Просто есть люди, которым дано консолидировать, и те, кому не дано. К сожалению, Андрей Воронин попадает во вторую категорию».

Дмитрий Горин также отметил, что «на рынке сложно работать по системе постоплат, поэтому компании и консолидируются».

Добавим, что в 2020 году франшиза ATH American Express заканчивается и, по мнению экспертов рынка, может перейти под управление HRG в России. Аналогичного мнения придерживается и г-н Горин: «Поскольку на глобальном уровне компания объединилась с HRG, то вероятность очень высока», – пояснил нашему корреспонденту Дмитрий.

Со своей стороны, Денис Матюхин, CEO агентства «Аэроклуб», отметил: «Свежая кровь в лице нового управленца Филиппа Лукьяненко могла бы дать отличный толчок в развитии компании и ее перезапуске, что способствовало бы новой волне диалога с рынком на тему слияний и поглощений...»

Комментируя нашему порталу ситуацию вокруг неудачного слияния трех компаний, Карина Яковлева, специалист по кадровым вопросам Business Travel Job, отметила: «Сотрудники из отдела авиации и MICE действительно покидают ATH. Возможно, это связано с ситуацией вокруг неудачного слияния ATH, BTM и «Таларии». На дела «Таларии» эта сделка не оказала никакого негативного влияния, на BTM немного, поскольку компания сейчас в процессе судебных разбирательств, а это сопряжено с тратами на адвокатов и прочее. Основной отток кадров наблюдается именно в ATH. Из-за всех этих негативных событий, с которыми связана ATH, высока вероятность того, что реально хороший персонал туда не пойдет работать. Более того, известно, что много действующих работников находится на «низком старте», потому что весь этот негатив выдержать сложно».

Екатерина Никитина, ранее занимавшая руководящую должность в ATH, в ходе беседы с нами отметила: «Не думаю, что после слияния на глобальном уровне AmEx захочет отказаться от бренда HRG. Каждая компания работает в своем сегменте: исторически AmEx связан с банковскими структурами, а HRG – игрок европейского рынка. Если объединить бренды, то компании потеряют значительную долю покрытия рынка. Конечно, не понятно, что будет с московским рынком. Вряд ли AmEx будет отзывать франшизу из России совсем, поскольку у них здесь есть клиенты. Им проще будет провести тендер и выбрать нового провайдера – обладателя франшизы». Далее г-жа Никитина пояснила нашему корреспонденту, что, учитывая последние негативные события, связанные с неудавшейся попыткой ATH интегрироваться с двумя компаниями, есть опасность, что AmEx не захочет продолжать сотрудничество: «За последние несколько лет на рынке несколько раз всплывало имя ATH, к сожалению, в связи со скандальными историями. Это нанесло определенный урон репутации компании. AmEx на глобальном уровне может посчитать такое сотрудничество «токсичным». AmEx – это не просто бренд, это небожители, и уровень обслуживания их клиентов должен быть безупречным, как и все, что связано с этой компанией. К сожалению, то, что сейчас наблюдает рынок – массовый исход сотрудников из ATH и постоянные суды – наводит на мысли, что не все так гладко внутри ATH».

Добавим, что нашему порталу стало доподлинно известно о том, что недавно сотрудники отдела продаж покинули компанию ATH и перешли на работу в «Демлинк». По словам одного из наших экспертов, причина очередного массового увольнения может быть связана с тем, что работникам не выплатили обещанные бонусы за успешно закрытый проект.

«Действительно, так сложились обстоятельства, что ряд сотрудников ATH принял решение работать в нашей компании», – подтвердила нам Ирина Карнаухова, директор по развитию компании «Демлинк».

Эдуард Гамов, бывший руководитель блока локальных продаж, рассказывая о причинах своего ухода из компании ATH, отметил: «Я пришёл работать в АТН в 2016 году, когда директором АТН был Алексей Кушкин (в настоящее время г-н Кушкин руководит CWT в рамках холдинга «Випсервис»), который решил развивать продажи в секторе электронных госзакупок. Этим проектом я занимался год, однако ряд существенных ограничений затруднял участие компании АТН в торгах. Г-н Воронин предложил мне перейти из продаж в отдел по работе с клиентами, назначив на должность руководителя группы клиентских менеджеров. Планировалось, что после интеграции с ВТМ я возглавлю это объединенное направление. Позже, когда слияние не произошло и начались судебные тяжбы между акционерами, стало известно уже о новом слиянии с другой компанией в конце года. Мы спланировали стратегию компании на 2019-2020 год, разделив коммерческий блок на глобальную и локальную команды, но в первоначальном варианте планам сбыться было уже не суждено».

«Есть два главных фактора, на основании которых продавцы выбирают работу или меняют ее. Первое – это соблюдение договоренностей и условий, на которых ты согласился работать. Второе – это твоё имя, гарантии и обещания, которые ты даёшь клиенту, когда заключаешь сделку с ним. У нас был ряд серьезных разногласий с действующей политикой внутри компании АТН. Поэтому когда мой коллега, Михаил Поливанов, руководитель продаж корпоративным клиентам, с которым мы работали вместе в АТН, получил выгодное предложение о работе, он не только принял его, но и сохранил наш тандем в продажах, договорившись о переходе вдвоём к новым работодателям», – добавил Эдуард.

По мнению г-на Гамова, проект группы компаний ATH – BTM – «Таларии» должен был быть успешным. «Компания ВТМ показывала отличные результаты, судя по тем цифрам, которыми я оперировал. Считаю, что Павел Васин вёл и ведёт эффективный бизнес, отлично управляет продажами, внутренними процессами, персоналом и умело оптимизируют расходную часть», – отметил Эдуард Гамов. Не удалось реализовать проект, по мнению Эдуарда, из-за того, что «ВТМ слишком быстро приняли в семью АТН». Бизнес-процессы АТН и ВТМ были отличны друг от друга, интеграция дала совсем не тот результат, который ожидался. Нужно было в первый год, сказал г-н Гамов, ввести оперативное соуправление, не трогая структуру.

Представителям нашего портала, к сожалению, не удалось связаться с Андреем Ворониным, чтобы получить его комментарии или как-то прояснить ситуацию, с представителями «Таларии» и HRG нам также не удалось связаться.

Павел Васин, генеральный директор BTM, не захотел освещать в прессе подробности как самой сделки, так и её отмены, но сообщил нашему порталу следующее:

«Я понимаю интерес рынка к произошедшему (и происходящему) со всеми участниками событий, но, тем не менее, считаю, что пока рано подводить финальные итоги и делать долгосрочные прогнозы. Пока есть очевидный факт того, что планы АТН по созданию группы компаний не «срослись», что до сих пор есть нерешенные вопросы как между АТН и ВТМ, так и между АТН и «Таларии», но насколько и как эти проблемы будет связаны с планами интеграции HRG и AmEx GBT на российском рынке – я угадывать не берусь.

Полагаю, что нас рассудит, помимо арбитража, еще и время. Конечно же, мне только ленивый не прислал ссылку на интервью Андрея порталу BBT, которое мне лично кажется откровенно заказным, ну так это его право попытаться хоть как-то сохранить лицо.

Есть известные рынку факты: «Таларии» больше не видит перспектив совместной работы, с BТМ очевидно не задалось, очень многие сотрудники, включая топов, также компанию АТН покинули. Логично было бы, на мой взгляд, признать эти факты и направить усилия «внутрь», для системной работы над финансовыми и управленческими вопросами, а не «наружу» – воевать с партнерами, поставщиками, сотрудниками.

Хотя не исключаю, что наши бывшие партнеры исходят из того, что «война все спишет», поскольку почти все, кто вел процесс интеграции и знает, как на самом деле обстоят дела – покинули АТН: и директор по HR, и директор юридического департамента, и руководитель IT-подразделения, и руководители отдела продаж и по работе с клиентами. Поэтому пассаж про «ломуры», я думаю, попытка прикрыть колоссальный отток персонала мемом «у нас есть печеньки».

А пассаж про «Кортеос» и две онлайн-системы для корпоративных клиентов –  это же фактически вопрос того, куда же ушли многолетние инвестиции в 1,5-2 млн долларов ежегодно, за которые, возможно (не знаю подробностей), придется держать ответ перед инвесторами – фондом «Сертарес».

Я, кстати, встречался лично с представителем фонда, мы вырабатывали решения прекращения конфликта, с нашей стороны предоставлялась и отсрочка оплаты, и иные рабочие, на мой взгляд, мирные решения – но в АТН мнение фонда и тем паче наше в данном случае проигнорировали. Зато есть очевидный плюс для коллег из «Таларии»: уверен, что их «развод» теперь пройдет более гладко.

Безусловно, не хочется быть в таковых случаях «первопроходцем», и, конечно, жаль, что в результате вместо обещанных новых технологий, поддержки и развития мы получили… опыт. Тем не менее, я продолжаю считать, что процессы консолидации неизбежны и продолжатся в дальнейшем, я в них, как в таковые, верю. Никаких иных комментариев и подробностей с моей стороны пока не будет».

/bt-magazine.ru

← Вернуться к новостям

Поиск по новостям

по дате:
по месяцу и году:

Подписка

Укажите Ваш e-mail для
получения свежих новостей.