МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ
|
|
Новости10 сентября
Инфраструктура под туризм: как превратить “ничего” в “точку притяжения”В дискуссии, организованной Russian Hospitality Awards, эксперты из разных сегментов отрасли обсудили, как формируются точки притяжения и что стоит за успешными историями регионального туризма
![]() Построить отель — ещё не значит создать туристическую дестинацию. Индустрия гостеприимства в России вновь и вновь сталкивается с этим парадоксом: без дорог, инфраструктуры и диалога с местными сообществами даже самые амбициозные проекты рискуют остаться в изоляции. В дискуссии, организованной Russian Hospitality Awards при участии Студии дизайна интерьера Елены Крыловой и Frontdesk.ru, эксперты из разных сегментов отрасли обсудили, как формируются точки притяжения и что стоит за успешными историями регионального туризма. От голого энтузиазма к курорту: когда бизнес становится драйвером Мария Гараева напомнила: многие проекты в регионах начинаются с инициативы отдельных энтузиастов. Так, первые горнолыжные трассы в Арсеньеве появились благодаря местному жителю Александру Юшину, а затем на этой базе выросла спортивная школа и полноценный курорт. Позже подключилось государство — и проект получил масштабное развитие: новые гостиницы, планы круглогодичной загрузки и концессии на побережье. Подобные примеры подтверждают: предпринимательская энергия и страсть к делу могут стать отправной точкой для формирования туристического кластера. Но без поддержки региона и инфраструктурных вложений выйти на следующий уровень почти невозможно. Локация или сервис? Алексей Волков отметил: очень часто природные условия определяют туристическую привлекательность. Но даже без высоких гор и развитой спортивной базы, место может стать магнитом благодаря уникальной природе и горячим источникам, как в Лаго-Наки. При этом Алена Колодина подчеркнула: для гостей всё чаще решающим становится сервис. Уникальный отель или курорт может заинтересовать, но возвращают туриста внимание, забота и стандарты обслуживания. Инфраструктура как условие развития Истории Архыза и Красной Поляны показали: дороги, аэропорты, канатные дороги и инженерные сети — это то, без чего отельный бизнес не может устойчиво развиваться. Но здесь всегда возникает вопрос: кто должен быть инициатором? Государство или бизнес? По словам Алексея Волкова, большинство масштабных проектов — от Олимпийских объектов до развития Алтая — не могли бы состояться без участия государства. Однако именно бизнес часто становится «первой искрой», а затем подтягивается инфраструктура. Именно сейчас при содействии Mantera Group на Архызе строится новая дорога и аэропорт, силами группы компаний "Ренова" Виктора Вексельберга. Люди и местные сообщества Важный вызов для новых туристических территорий — кадры. Как отмечает Мария Гараева, ключевые специалисты в Арсеньеве приезжали из Москвы и других регионов, но сейчас активно обучается местный персонал. Это обязательное условие ГЧП-проектов: создание рабочих мест и вовлечение жителей территории. Для этого создан специальный колледж. Курорт работает на территории опережающего развития (ТОР «Михайловский»), и одним из ключевых условий резидентства здесь является привлечение местных жителей к работе. Получая налоговые и социальные льготы, компания обязана формировать команду не только из приглашённых специалистов, но и из жителей региона. Это создает обязательный минимум рабочих мест для местного населения и напрямую влияет на социально-экономическое развитие территории. Алексей Волков добавил, что работа с местными сообществами далеко не всегда проходит гладко. В Адыгее, например, проекты сталкиваются с сопротивлением местного населения из-за мифических экологических и социальных рисков. Здесь необходима открытая коммуникация: не только обещания инвестиций и дорог, но и работа с людьми — создание драйверов развития для местных жителей. Ведь даже на Красной Поляне, где почти вся инфраструктура принадлежит Mantera Group, есть больше ста сервисов, которые также привлекают туристов и развлекают их. Алена Колодина поделилась своим мнением о том, что отель всегда становится первой точкой на карте — именно он задаёт импульс к развитию. Так, в, к примеру, в Переславле-Залесском был построен отель, а уже потом появилась дорога и сопутствующая инфраструктура. То же самое сделали и проекты АО “НСБ”: сначала разместили отели у живописных озёр и лесов, а затем подтянули дороги, удобства и сервис. В России нет готового «чек-листа», как правильно развивать территории, поэтому всё строится методом проб и ошибок, где отель выступает отправной точкой. Ошибки и уроки: когда туризм строят без профессионалов Эксперты единогласно подчеркнули: на рынке много непрофессиональных проектов. От отелей без кондиционирования до глэмпингов в лесфонде, построенных на землях, где любое строительство запрещено. Результат — снос, штрафы и потеря доверия к отрасли. Проблема особенно заметна в сегменте глэмпингов. Государство выделяло субсидии, но из-за отсутствия нормативной базы, а также желание легализовать бизнес и платить налоги, многие объекты оказались вне закона. В 2025 году ситуация только начала исправляться: понятие кемпинга включили в классификатор, но до стандартов безопасности и четких регламентов еще далеко. В итоге многие объекты оказались вне закона, а по одной только Московской области уже вынесено 648 решений о сносе. Сегодня, наконец, сделан шаг вперёд: кемпинги и глэмпинги включены в классификатор, что открывает путь к легализации. Но впереди остаётся серьёзная работа — от разработки нормативов до введения реальных стандартов качества и безопасности. Финансовая ситуация напрямую влияет на развитие индустрии. Как отметил Алексей Волков, рост ставок фактически заморозил ряд масштабных проектов: от Ялта-парка до курорта на Сахалине и казино на острове Русский. Первоначальная стоимость в миллиард рублей за год увеличивается 1,4 млрд из-за инфляции и подорожания оборудования, а окупаемость таких объектов слишком длинная. В результате компании вынуждены оставлять только стратегически значимые проекты, отказавшись от десятка других амбициозных идей. На этом фоне выигрывают те, кто работает в «тени». Проблема гостевых домов показала уязвимость рынка: к примеру, по официальным данным в Сочи — 20 тысяч нелегальных объектов размещения и лишь 6400 легальных. При этом именно гостевые дома стали основой развития туризма в регионе. Попытки их «зачистить» без создания механизмов легализации могут привести к катастрофе: если нелегальные объекты закроются одномоментно, инфраструктура Сочи просто не справится с потоком туристов. Эксперимент «Гостеприимные города», который стартовал в 17 регионах, должен был дать ответ на вопрос, как легализовать малые объекты. Но пока и здесь есть противоречия. Индустрия предлагает считать гостевым домом до 50 номеров, государство — лишь до 15. Разница кажется небольшой, но именно она превращает часть объектов в «гостиницы» со всеми бюрократическими последствиями: перевод земли в нежилой фонд, оформление документов, сроки до двух с половиной лет. В условиях отсутствия чётких правил и эффективных инструментов контроля отрасль балансирует между попытками легализации и риском тотальной потери сегмента, на котором сегодня держится значительная часть внутреннего туризма. Мария Гараева дополнила: в ГЧП-проектах финансовая модель изначально строится с учётом окупаемости и фиксированной стоимости. Дальше развилка проста: либо уложиться в заявленный бюджет, соблюдая концепцию, либо пересматривать модель совместно с регионом, если затраты растут. Вопрос в том, готова ли сторона-гарант взять на себя удорожание и будут ли доступны льготы. Поэтому грамотный расчёт финмоделей — ключевой этап при реализации любого объекта. Лусинэ Матосян: “Вот это моя больная тема — когда начинают говорить, что их всех надо закрыть. Благодаря бизнесу гостевых домов состоялся туризм в городе Сочи. Сейчас я не вижу ни одной полноценной меры по их легализации. Когда-то у нас была идея налогов для гостевых домов, чтобы с мая по октябрь увеличить коммунальные выплаты — свет, газ, вода. Сделать для них более высокую цену, чем для физических лиц — мне кажется, что от этого было бы больше пользы”. Чего хотят гости? Несмотря на все различия проектов, одно остаётся неизменным: гости ждут заботы и внимания. Будь то лакшери-курорт или семейный гостевой дом, люди хотят чувствовать комфорт и персональное отношение. При этом растет запрос на цифровизацию: удобные сервисы, быстрый чек-ин, интеграция с транспортной инфраструктурой. Яркий пример — практика Rixos Красная Поляна, где гости могут пройти регистрацию на рейс и сдать багаж прямо в отеле. Адаптивность отрасли и новые горизонты Индустрия гостеприимства доказала: это одна из самых гибких и быстро адаптирующихся сфер бизнеса. Во время пандемии отели и рестораны мгновенно перестроились: появились онлайн-мастер-классы с шеф-поварами, 3D-туры по номерам, упор на ЗОЖ и безглютеновые продукты. С началом СВО рынок снова подстроился под новые реалии — в моду вернулись локальные продукты, национальная кухня, внутренние направления. Гостиницы и рестораны научились мгновенно реагировать на запросы гостей, предлагая им новые смыслы и впечатления. Но, как отметил Алексей Волков, есть и обратная сторона: в ряде регионов уже наблюдается спад, падение покупательской способности и снижение интереса к «новым» направлениям. Туристы попробовали посекунчики и калмыцкий чай, но сейчас данный рынок замедляется. Алена Колодина добавила: россияне из-за частой ситуации “железного занавеса” исторически стремятся к «открытым границам», и как только появится возможность, часть потока снова устремится за рубеж. Однако это не повод для пессимизма: у России есть шанс развивать въездной туризм. Маленькая Япония принимает 40 млн туристов в год, тогда как Россия — всего 6. Развитие качественной инфраструктуры и ориентир на южные регионы страны может позволить конкурировать с Турцией и Египтом, а также привлекать гостей из Индии, арабских стран или Пакистана. Вывод Формирование туристической дестинации — это всегда комплексная работа. Бизнес способен стать инициатором, но без государства и инфраструктуры развитие будет ограниченным. Государство задает правила игры и обеспечивает фундамент — дороги, аэропорты, инженерные сети. Местные жители и сервис — залог устойчивости проектов. А ошибки в планировании и «быстрое строительство» без профессионалов могут свести на нет любые инвестиции. «Отель может быть первой точкой на карте, но именно инфраструктура и люди превращают его в точку притяжения», — резюмировали участники беседы. |
Поиск по новостямпо дате:
по месяцу и году:
Подписка |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
||||
|