Мнение эксперта

Алексей Крылов
Генеральный директор турхолдинга UTS Group

Наш корреспондент встретился с Алексеем Крыловым, генеральным директором туристического холдинга UTS Group, чтобы обсудить перспективы отрасли в эпоху коронакризиса и понять, что еще предстоит пережить индустрии MICE и делового туризма.

Алексей, оцените негативное влияние, которое нанесла пандемия рынку MICE и делового туризма

Кризис, возникший из-за пандемии, на мой взгляд, стал двигателем некоего развития рынка, поэтому оценить его, как нечто сугубо негативное я не могу.

Безусловно, коронавирус ударил по всем сразу: авиасообщение между странами прекратилось, отели простаивают, выставочные холлы пустуют. Компании лишены работы, поскольку мы – организаторы всех процессов, где задействованы названные участники рынка.

Экспертами отрасли было отмечено падение от 5 до 10% прошлогодних объемов за этот период. Ситуация... читать далее

Как вы охарактеризуете нынешнее положение дел в индустрии? Многие ли игроки сошли или сойдут с дистанции?

Раньше крупному бизнесу было легче выходить из кризисных ситуаций, сейчас же все наоборот: у небольших компаний больше возможностей для маневров, они более гибкие и поэтому им кризис удается пережить легче. Плюс не стоит забывать, что небольшие игроки получили поддержку от государства. У крупного и среднего бизнеса такой поддержки и таких возможностей для маневров не оказалось.

Пока нет громких банкротств и никто не уходит с рынка, это логично. Потому что сейчас мы находимся, условно говоря, в теп... читать далее

Как вы считаете, улучшение ситуации на рынке произойдет уже к концу этого года, или не раньше весны 2021 года?

Я из тех, кто позитивно и реально смотрит в будущее, ведь надежда умирает последней. Я уже сказал, что рынок не будет прежним, сократится количество игроков. Думаю, что через 6–9 месяцев их будет на 30% меньше, объемы упадут на 50%. Сохранившиеся объемы как-то перераспределятся на компании, которые уже подрезали свои издержки. Нужно также помнить, что у нас очень гибкий рынок и на оставшуюся его часть будут покушаться или уже покушаются, кроме прямых соперников, агрегаторы, IT-компании – перечислять сопе... читать далее

Сколько времени понадобится рынку для его полного восстановления? Ряд экспертов, например, в компании McKinsey, полагают, что на восстановление понадобится от четырех до семи лет...

Деловой туризм не вернется осенью 2021 года. Наш деловой туризм – это перевозка плюс гостиница. По самым оптимистичным прогнозам IATA потребуется 3–4 года, чтобы вернуться к объемам 2019 года. Дело в том, что авиаотрасли был нанесен ощутимый удар, и мы трансформировались под нынешние условия. Сейчас, чтобы провести встречу, достаточно воспользоваться Zoom, не нужно куда-то лететь или ехать. Мы поняли, что физическое присутствие совсем не обязательно для построения деловых отношений, работать можно и без ... читать далее

Ваши прогнозы: как будет выглядеть постпандемийный рынок MICE&BT? Можно ли говорить о том, что большая часть клиентов будет отдавать предпочтение онлайн-мероприятиям?

Все, у кого есть ресурсы, очень пристально следят за тем, куда можно зайти с низкими стартовыми позициями, они будут пытаться отобрать «наш кусок» рынка. Также нужно учитывать, что 70% рынка бизнес-трэвел – это госструктуры или компании с госучастием. Роль государства в нашей экономике растет. Но государство не будет работать с частным бизнесом, его выбор падет на круг доверенных лиц. Это может быть кто-то из крупных или небольших участников рынка, на которых принудительно будет заведен бизнес, под очень... читать далее

Как нужно меняться MICE- и business travel-компаниям, чтобы не только остаться на плаву, но и быть успешными на постковидном рынке?

Должна быть вариативность. Высокие технологии сейчас пользуются спросом из-за сложившейся ситуации. Понятно, что среднему и крупному бизнесу нужно обеспечивать безопасность своих сотрудников, знать, где находится их персонал, управлять расходами и издержками, чтобы это было эффективно. Все это возможно только через технологии. Поэтому, все стали автоматизировать свои процессы, команды перешли на удаленную работу. Нужны цифровые инструменты, которые позволят интегрироваться в различные системы корпоративн... читать далее

Наталья Евневич
Организатор проекта «День MICE в регионах» и директор группы компаний «Конкорд»

Денис Матюхин
Председатель совета директоров и основатель ГК «Аэроклуб»

Галина Полищук
Заместитель генерального директора и директор по продажам компании Continent Express