МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ
|
|
Мнение эксперта
- Евгений, какова нынешняя ситуация на российском рынке MICE & BT? Насколько велики потери рынка? - На сегодняшний день объем международного делового туризма составляет в нашей стране не более 5%, а внутрироссийского 45-50%, если сравнивать с объемами 2019 года. В связи с пандемией в мире все еще очень много ограничений и нет единых стандартов норм обеспечения мер безопасности. Если говорить про глубину бронирования командировок, то в первом квартале она составляла 2-3 недели, сейчас я вижу, что компании начинают смелее планировать поездки и на сентябрь, и на октябрь этого года. Если говорить про сектор MICE, сценарий примерно такой же. В первом квартале практически все мероприятия проводились исключительно в России. Самые смелые – это FMCG, фарма-компании. Больших групп по численности у нас в первом квартале при этом не было. - Как изменилась расстановка игроков на рынке? Многие игроки уже сошли с дистанции? - Громких «падений» я не видел. В основном все тот же коллектив делает объем с примерно таким же соотношением долей. Но каждый прошел пандемию с переосмыслением организационной структуры, статей расходов, услуг и продуктов. Каждый пытается как можно четче увидеть будущее, выстроить свою стратегию с учетом меняющегося рынка, смены поколений и, конечно, развития ИТ-сферы.
- Насколько улучшилась ситуация на рынке с начала этого года? Как вы считаете, сколько времени займёт полное восстановление рынка?
- В марте 2021 года начался рост MICE & BT. Тот, кто в 2020 году успел грамотно оптимизироваться, вошел в рост с куда более «интересной» эффективностью, которая должна себя показывать куда круче на более серьезных оборотах. По моим прогнозам, первые «проблески» будут ближе к концу 2021 года. Правила въезда станут проще, снимут серьезные ограничения, в том числе и для россиян. Но все равно резкого улучшения не стоит ждать. Плавно и медленно будем расти до 60-70% от объема 2019 года. В 2022 году восстановление объема бизнес тревела может достичь 85-95%, а вот в 2023 году я ожидаю полное восстановление и даже рост — но не более чем на 5%. - С учётом закрытых границ со многими странами заметно изменилась структура портфеля заказов корпоративных клиентов. Какова доля проектов, выполняемых вашей компанией в российских регионах? Какие регионы нашей страны входят в пятерку лидеров по популярности? Какие могут «выстрелить» в ближайшие годы? -Конечно, прежде всего это «классика» бизнес-тревел: Москва, Питер, Казань, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск, Сочи, Иркутск и т.д. И еще Тюмень, Краснодар, Южно-Сахалинск, Калининград, Сургут, Нижневартовск, Норильск, Якутск. Вообще, наши клиенты тоже адаптирую свою модель бизнеса, переоценивают свою нишу, ищут перспективы, анализируют потребности клиента, меняются и предлагают новые продукты и услуги. Они и формируют новый пул популярных городов. Другой вопрос – готовы ли к этому эти регионы.
- Как нужно меняться MICE- и business travel-компаниям, чтобы не только остаться на плаву, но и быть успешными на новом рынке?
- Сервис, ИТ, маркетинг – вот куда надо тратить ресурсы. Давайте клиенту хороший сервис «с душой» (в нашей стране люди изголодались по нему), не обманывайте клиента (даже, если вы на 100% знаете, что он об этом не узнает), будьте максимально открыты со своим коллективом, ищите вашу нишу, достойных партнеров, с кем сможете разделить ценности и достигнуть синергии. Автоматизация оформления услуг, контроль расходов, отчетность по командировкам, статистика, которая позволит оптимизировать затраты – все это уже обязательное требование, а не преимущество. Ключевое качество тревел- агента будущего – это скорость изменения. Умеешь быстрее меняться – будут свежие трендовые фичи, сможешь быстро влиться в экосистему, будет выше инвест-привлекательность, сможешь удержать сильных кадров, получить лучшие тарифы, выстроить мощнее маркетинг, внедрить или оптимизировать новый ИТ- стэк и т.д. Если говорить про настоящее время, то могу сказать: растет популярность услуг по тревел -консалтингу, внедрению и оптимизации тревел-политики, предоставление инструментов по прямому контрактингу с отелями, авиакомпаниями и прочими поставщиками услуг. Наша компания располагает всеми этими инструментами и предполагает быстрое внедрение по запросу клиентов на базе собственных операционных принципов и ИТ-платформ. Также активно запрашивают групповые поездки, в том числе и на долгий период. Еще есть потребности выезда на 3-5 дней чтобы мотивировать команду, организовать коуч-сессиию или просто «выпустить пар». В завершении могу сказать, что в период пандемии многие поменяли формат работы, пересели в режим онлайн, но я убежден, что классический бизнес-тревел никуда не денется. Да, появятся новые инструменты связи, новые инструменты организации командировок, новые средства персональной защиты, но личные встречи останутся - они куда выгоднее, не говоря уже о том, что все мы люди и корпорации должны заботиться об эмоциональном состоянии своего коллектива.
|
Сергей Сердечников
Екатерина Корсунская
Олег Шабуцкий
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
||||
|