BusinessTravel №3, Март 2012 «Бизнес - плавание»← Вернуться к журналу

Обзор рынка российской деловой авиации в 2011 году


В деловой авиации не очень принято доверять статистике, да ее, по сравнению с регулярной авиацией, почти нет. Кроме того, стоит учесть, что большая часть принадлежащих российским компаниям и частным лицам деловых самолетов зарегистрирована за рубежом и вся их деятельность отражается в зарубежной статистике. Более или менее точная статистика имеется только по взлетам\посадкам деловых самолетов по отдельным аэропортам и московскому авиаузлу (МАУ). Для него 2011 год показал заметное увеличение трафика.
Однако есть один косвенный показатель, по которому оценивается  общее состояние дел в этом секторе гражданской авиации. Он гласит, что рост или падение, измеряемые количеством взлетов и посадок,  повторяют состояние экономики страны с задержкой на год. Именно с этим и связан прошлогодний рост по указанным показателям.
Если говорить о российских операторах, то прошедший год выдался далеко не таким радужным. Авиакатастрофа в Ярославле заставила многие компании пройти через ряд серьезных испытаний. Осенью 2011 г. Росавиация приостановила действие свидетельств эксплуатанта у двух крупнейших игроков рынка бизнес-перевозок (Jetalliance East и Джет-2000). И несмотря на то, что проблема была решена в достаточно короткие сроки, это не прошло безболезненно для рынка в целом. В сентябре - ноябре, как правило, формируется портфель заказов под "высокий" зимний сезон. Но в этом году компаниям пришлось отказаться от возможности заработать в рождественский период и заниматься устранением формальных претензий со стороны Росавиации.
Этим, конечно же, воспользовались зарубежные операторы. Они, начиная уже с октября месяца, стали активно формировать пул российских клиентов на новогодние праздники. Неотъемлемой частью развития бизнеса в России практически для всех западных перевозчиков стала "московская прописка". Как никогда компании старались базировать на постоянной основе большое количество воздушных судов в российских аэропортах. Среди них швейцарский оператор Comlux, который во Внуково-3 базирует по одному ACJ318, Global XRS, Global 5000 и Challenger 605. В начале 2012 г. к ним присоединяется новый 19-местный Airbus ACJ 319.
К несомненным достижениям 2011 г. следует отнести большой объем строительства инфраструктурных объектов - в основном новых терминалов в нескольких крупных российских аэропортах. И что радует - всё больше таких объектов строится в крупных провинциальных городах.
Если говорить о московском авиаузле (МАУ), то здесь есть чем гордиться. В Шереметьево открыт терминал "А", который начал принимать пассажиров в январе этого года. Он расположен в северо-восточной части аэропорта, рядом с дирекцией Шереметьево. Общая площадь нового терминала составляет 2700 кв. м, пропускная способность - до 75 тыс. пассажиров в год. В терминале помимо залов обслуживания прилета и вылета предусмотрены две VIP-комнаты ожидания, две переговорные и конференц-зал, а также комната отдыха экипажей и бар с видом на летное поле. Кроме того, там же размещены пункты государственных структур, серверные и служебные помещения, магазин беспошлинной торговли duty free. Росграница оснастила терминал современным оборудованием, предназначенным для контроля пассажиров и багажа.
В комплекс терминала входят также два современных ангара для стоянки и обслуживания самолетов деловой авиации. На привокзальной площади обустроена охраняемая автомобильная парковка на 50 машино-мест, въезд и выезд с которой будет осуществляться через контрольно-пропускной пункт. В перспективе рядом с терминалом планируется открыть вертолетную площадку.
Аэропорт Остафьево, принадлежащий "Газпромавиа", в прошлом году стал более открытым для приема бизнес-джетов других авиакомпаний, что сказалось на статистике увеличения трафика полетов.
Осуществляемая комплексная программа развития аэропорта рассчитана на три года и предусматривает строительство второй очереди, включающей еще один пассажирский терминал с расчетной пропускной нормой до 100 пассажиров в час. Будет  реконструирована основная взлетно-посадочной полоса, ее длина достигнет 2500 м. Предусмотрена также реконструкция рулежных дорожек и строительство дополнительных мест стоянок, включая ангарный комплекс на пть самолетов бизнес-авиации класса Heavy jets, таких как Falcon-900, Gulfstream, Global Express, Challenger.
Выделены необходимые ресурсы для своевременного обновления инженерно-технических средств охраны и антитеррористической защиты аэропорта. Будет построен объединенный командно-диспетчерский пункт. Для удобства транспортного сообщения с Москвой аэропорт Остафьево ведет реконструкцию подъездной автодороги от Калужского шоссе.
В Подмосковье практически с нуля создается новый аэропорт, предназначенный только для обслуживания самолетов деловой авиации. Это Кубинка, часть территории которой перешла от военных к "Нафта Москва". На ней к 2017-2018 гг. будет закончено строительство полноценного FBO (fixed-base operator). Велика вероятность, что уже после открытия нового терминала в 2014 г. операторы деловой авиации получат "Пулково 2", который превратится в полноценный FBO. Сейчас же правительство Петербурга рассматривает несколько вариантов развития освобождаемой территории "Пулково-2". По мнению генерального директора ООО "Воздушные ворота Северной столицы" Сергея Эмдина, "пока никакой определенности нет. Возможно, старый терминал начнет обслуживать самолеты бизнес-авиации. Вторым вариантом рассматривается общественно-деловая застройка. В любом случае решение по развитию этой территории будет принимать город".
В прошлом году анонсирован, пожалуй, первый региональный проект в отечественной бизнес авиации, когда вложенные инвестиции принесут дивиденды не только инвестору. Речь идет об аэропорте в Иваново, где начал осуществляться совместный проект английской группы  Ocean Sky  и ООО "ИнвестСтройГрупп". В рамках проекта намечено построить четыре самолетных ангара для стоянки, технического обслуживания и ремонта самолетов бизнес авиации. Площадь застройки самолетных ангаров с пунктами технического обслуживания составит свыше 11 тыс. кв. м, и часть ангаров будет предназначена для длительного теплого хранения самолетов. В планах также строительство служебных парковок под открытым небом на площади 45 тыс. кв. м для 10 воздушных судов. Ocean Sky для реализации проекта предоставит оборудование для обеспечения технического обслуживания самолетов линейки Bombardier, сертифицированных сотрудников, которые впоследствии будут обучать технический персонал в городе Иванове. На данном этапе англичане ведут переговоры о предоставлении лицензии на обеспечение технического обслуживания Dassault Falcon и Hawker Beechcraft. Представитель московского офиса компании Ирина Корчагина сообщила, что это первый проект компании в регионах России, который будет работать по аналогии с техцентром в Великобритании. 
Среди региональных аэропортов, значительно укрепил свои позиции самарский Курумоч. Автономный терминал "Центр бизнес-авиации" увеличил количество обслуживаемых пассажиров и воздушных судов по сравнению с 2010 г. почти на треть. Здание бизнес-терминала является полностью автономным, оборудованным стойками регистрации, а также пунктами таможенного и пограничного контроля. Кроме того, в здании пассажирского терминала аэропорта функционирует бизнес-зал. Для клиентов, пользующихся услугами деловой авиации, предусмотрено приоритетное и оперативное прохождение необходимых предполетных формальностей, включая таможенный и паспортный контроль.
Перспективы развития всего аэропорта во многом связаны с чемпионатом мира по футболу, который пройдет в 2018 г., и подписанием инвестиционного соглашения между правительством Самарской области и группой компаний "Ренова".  В настоящее же время активно ведутся переговоры с рядом зарубежных компаний о создании на базе аэропорта центра технического обслуживания воздушных судов зарубежного производства, в том числе деловой авиации.