BusinessTravel №12, Декабрь 2017 «Павел ВАСИН. Пора объединяться»← Вернуться к журналу

Пора отдохнуть, или Основные причины профессионального выгорания


MICE- или  travel-специалисты, организуя поездки для своих клиентов, будь это командировка, отдых или мероприятие компании, не всегда могут с уверенностью сказать, что сами в этом году полноценно отдыхали, уделяли внимание семье, эмоционально разгружались.

А если и отдыхали, то сколько? Две недели? Причем вместе с мобильным телефоном и обязательным наличием Wi-Fi в номере, чтобы в любой момент подключить ноутбук и разрулить любую рабочую ситуацию.

В travel-индустрии уходить в отпуск больше чем на две недели считается дурным тоном. В течение двух недель сотрудника можно заменить без потерь, но если его нет месяц, сделать это становится сложнее. Это может отразиться на результатах работы отдела и компании в целом: клиенты и партнеры надолго остаются без внимания.

Почему организуя разнообразные мероприятия для своих клиентов, сама компания-организатор забывает о своих сотрудниках? Им тоже надо веселиться и отвлекаться, они тоже хотят эмоциональной разгрузки, их тоже надо поощрять. Замечу, что инфотур  – это вовсе не отдых для сотрудника, это работа!

Вспомним кризис 2014 года. По оценкам специалистов, около 20–25% профессионалов нашей индустрии ушло из travel-сферы, сказав, что работать в таком стрессовом состоянии, с такими чудовищными нагрузками больше не могут. Работать на износ в нашей индустрии, находиться в постоянном стрессе – это, к сожалению, норма. Силы сотрудника истощаются, мотивация к работе падает, и в определенный момент из-за этого у сотрудника возникает профессиональное выгорание. Что это? Это состояние безразличия, апатии к происходящим процессам, обязанностям, результатам, ощущение неудовлетворенности и несостоятельности. Это приводит к проблемам здоровья и психологического состояния, ухудшению качества жизни.

Что делать? Проведите доверительную беседу с сотрудником. Попробуйте выявить причину. Подарите поход в спа-салон на целый день, дайте отгул на несколько дней, отправьте в отпуск и не беспокойте сотрудника в период отдыха.

Нестабильное финансовое положение многих компаний на нашем рынке также является причиной профессионального выгорания. Задержки заработной платы, плохо контролируемая система кредитования клиентов,  и как следствие –  нехватка денег в компании. Сюда же относится  невыплата бонусной составляющей сотрудникам, реорганизация компании, которая грозит сокращением штата. В итоге – профессиональное выгорание,  которое выражается в раздражительности, пренебрежении к обязанностям, нежелании выкладываться на все 100 на работе.

Что делать? Соберите сотрудников, объясните ситуацию и перспективы, выработайте план действий. Если для системы мотивации требуется доработка, пригласите специалистов-консультантов, ведь такие есть на нашем рынке. По опыту можно говорить о готовности многих сотрудников понять позицию своего руководства.

«День Сурка» – так многие специалисты могут описать свой рабочий день. Другими словами, каждодневная рутина. Повседневные задачи у большинства сотрудников изо дня в день остаются одинаковыми. Любой сотрудник рано или поздно захочет перемен. И если их не предоставить, то его производительность начнет падать, а потом он уйдет.

Что делать? Расширение обязанностей, перевод на другую должность или определение его статуса как эксперта (т.е. он может заниматься обучением новых сотрудников, повышать профессионализм существующих), организация мероприятий для всего коллектива, как развлекательных, так и обучающих (тренинги).  Всё необычное повышает интерес сотрудников, даря им дополнительные жизненные силы.

Взаимоотношения с руководством и коллегами – это «клондайк» для возникновения профессионального выгорания. Проблемы с делегированием обязанностей, отсутствие самостоятельности в принятии решений, конфликты между сотрудниками и руководством, нездоровая конкуренция и многие другие проблемы не дают эффективно развиваться компании в целом и сотрудникам в частности.

Что делать? Тренинги по командообразованию, коучинг для руководителей точно никто не отменял. Руководители, задумайтесь об этом!

Отсутствие карьерного роста – серьезная проблема, на которую многие руководители не обращают внимания. В небольших и средних компаниях часто некуда расти, руководящие должности заняты и вряд ли освободятся в ближайшей перспективе.

Что делать? Не спешите расставаться с таким сотрудником. Поговорите с ним, попробуйте понять его желания и предложите варианты решения проблемы, обсудите его должностные обязанности, систему мотивации, возможные перспективы, личностный карьерный рост, ведь очень часто сотрудники называют беседу с руководителем одним из средств решения своих проблем. Поэтому работникам важно понимать, что руководителю известны их профессиональные сложности.

Руководитель-трудоголик, который предпочитает работать во второй половине дня, может выработать у своих подчиненных ощущение вины за то, что они  уходят с работы вовремя. Они постепенно начинают тоже задерживаться на работе, хотя подобной необходимости и не возникает. Подобная ситуация приводит к повышению недовольства с профессиональным выгоранием в дальнейшем.

Что делать? Опять-таки переговорите с сотрудниками, объясните им свой психологический портрет (я – «сова-трудоголик»). Проговорите, когда нужны задержки в офисе, а когда не нужны.

Некомфортные и шумные (open-space) рабочие условия – это норма для нашей business travel и MICE-индустрии, но это также провоцирует профессиональное выгорание. В таких условиях многие сотрудники не могут сконцентрироваться на своих обязанностях, они вынуждены тратить много сил для выполнения одной простой операции.

Что делать? Перегородки, рассадка по отделам, наличие зоны отдыха в офисе (стол для тенниса, бильярд, удобная мягкая мебель с телевизором), отдельная кухня – могут быть выходом из данной ситуации.

И еще немаловажный момент, отсутствие внимания к сотруднику со стороны руководства, поощрения его работы. Почему, отправляя клиента в командировку, ТМС заботится о комфорте его перелета, стыковке, скорости подачи транспортных услуг, комфорте в отеле, а отправляя своего сотрудника в командировку, руководитель может распорядиться забронировать самый дешевый билет и желательно с длительной стыковкой, поселить в дешевый отель? Даже кошке приятно услышать похвалу и фразу:  «Спасибо, ты – молодец!» Цените своих сотрудников! Когда сотрудники слышат от своего руководителя: «Незаменимых  нет», поверьте, после этого вы – не герой в их глазах, а жестокий рабовладелец, от которого надо бежать.

Профилактика профессионального выгорания сотрудников

Каждый человек индивидуально выбирает наиболее подходящий для себя вариант, но общим рекомендациям для всех не всегда желает следовать. А ведь нужно не так уж и много.

  • Дозируйте рабочие нагрузки.
  • Не принимайте всё слишком близко к сердцу.
  • Переключайтесь, меняя виды деятельности.
  • Вы не будете всегда на высоте, превосходя других.
  • Ошибки в работе и жизни неизбежны.
  • Отдыхайте в отпуске и на выходных!
  • Сон должен быть полноценным, не менее 8 часов.
  • Занимайтесь спортом.
  • Четко обозначьте собственные цели. Пересмотрите свои цели и ориентиры.
  • Общайтесь с коллегами из других компаний, чтобы повышать свою самооценку.

 Профессиональное выгорание становится определенным звоночком, напоминая про необходимость заботиться о себе, чтобы не оказаться под влиянием синдрома эмоционального выгорания.